Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология.

Часть.

Часть.

Закройте глаза и постарайтесь представить те предметы, которые я называю:

стул, обед, электрон, нежность, справедливость, любовь, открытость indignation, мамба – еху.

Вопросы к стулу: Определение? Из чего состоит? Для чего предназначен? Кому принадлежит?

Те же вопросы к открытости. Попробуем дать определение.

Открытость – качество личности (ОЖ), психологическое состояние (ЗН) способность личности (СП)

Почти синонимический ряд: искренность, раскрепощенность (свобода), спонтанность.

Свобода – условие открытости.

Спонтанность – проявление открытости.

Искренность – результат или, практически, синоним открытости.

Доброжелательность – не подходит, т.к. открытость может быть жесткой или даже злобной (пример – проиграл ситуацию жесткого отбора в команду)

 

Прошу обратить внимание на принципиальную разницу того мира из котороговзят стул и открытость. В чем различия этих миров?

Мир стула – когда мы о нем думаем, мы его мысленно видим перед собой.

Мир открытости – заглядываем внутрь себя.

ОСТЕНЗИЯ

первый мир – объективный, второй – субъективный.

Третий мир, – мир, в котором мы сравниваем эти 2 мира и приходим к выводам конвенциональный.

Пример. Внутреннее и внешнее действие актера.(-)

Домашнее задание не для всех

Позиционка.

Оси координат. По оси «Х» – активность в изучении предмета. По оси «У» - интерес к предмету.

Описать наиболее общие характеристики всех трех миров. Объективного, Субъективного и Конвенционального.

После перерыва мы сядем в круг, и вы выскажетесь по поводу того, чем вы хотите научиться у меня. Слушайте других, будем обсуждать.

Участники беседы высказываются на предложенную тему. После окончания процедуры, им предлагается ранжировать по степени открытости высказывания участников обсуждения. Предлагается назвать троих самых открытых и троих самых закрытых. Обсуждаются результаты.

Модель соц. опроса – превращение субъективного мнения респондента в почти объективную картину результатов опроса.

Мои принципиальные вставки.

1. Как я учился театру. (Мочалов, Лена и Гена) – Не будьте «генами» До общей процедуры

2. Рассказ о Крис (мытье плиты) и Васьковой (я не имею права). После процедуры.

3. Разбор всех примеров из эксперимента по типам. (Не успели)

Вывод по трем мирам: Кого мы слушаем?

Природу – в объективном мире, себя - в субъективном, других – в конвенциональном.

3 Часть.

Работа с научным текстом. Теорема.

Работа с сонетом.

Предисловие к книге АМД.

 

Преддверье герменевтики и мои личные пожелания по психологии обучения - позиционируйтесь. Проявляйте активность в обратной связи, управляйте процессом, с помощью вопросов.

Первая лекция в МГОУ– «пожелания студентам».


[1] Видя, что сказанное не очень дошло, я проиллюстрировал сказанное. Допустим, Мария отвечает на вопросы соцопроса. Для меня совершенно очевидно, что есть такие вопросы, на которые Мария по-разному ответит, если опрос буду проводить я или, например, Юля.

 

Таким образом, диалектиканаука «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Диалектика есть всеобщая теория бытия и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.

Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектика иметафизика.

 

Метафизика – философское учение о началах бытия, которые представляются как неподвижные идеи или неизменные субстанции. Такому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как «постижение противоположностей в их единстве» и определил метафизику как антидиалектику.

Метафизика как философский метод противоположна диалектике. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого.

 

Диалектика и метафизика по-разному отвечают на основные мировоззренческие вопросы, связанные с проблемой развития:

· вопрос об источнике (причине) развития;

· вопрос о характере и механизме развития;

· вопрос об общей форме (структуре) и направленности развития.

 

Согласно диалектической концепции:

· источник (причина) развития – внутренняя противоречивость системы;

· развитие есть единство непрерывных количественных и прерывных качественных изменений системы;

· развитие совершается в форме спирали, преобладающее направление в развитии – прогрессивное.

 

Согласно метафизической концепции:

· источник (причина) развития – механический толчок извне или Бог;

· развитие есть постоянный, непрерывный количественный рост системы без качественных скачков («дурная бесконечность»);

· развитие – это движение системы по кругу, возврат к старому.

 

Для классической метафизики (XVII-XIX вв.) характерно:

· отрицание всеобщей связи и развития;

· отсутствие целостного (системного) взгляда на мир;

· убеждение в завершенности всех мировых связей;

· мышление по принципу “или-или”, “да-нет”.

“Новая” метафизика (со второй половины XIX в.) признает связи и развитие в связи с достижениями науки и общественной практики. Однако в своих различных вариантах истолковывает развитие как:

· количественные изменения («плоский эволюционизм»);

· качественные изменения, цепь скачков («катастрофизм»);

· монотонное повторение со строго линейной направленностью;

· движение по кругу, без возникновения нового;

· движение, из которого изымается его сущность – противоречие;

· сплошной прогресс без сопровождающих его «попятных» движений;

· постоянный регресс.

 

Разновидности метафизики:

· догматизм (отрицает принцип развития и зависимость истины от условий, места и времени);

· релятивизм(от лат. relativus – относительный, абсолютизирует момент изменчивости);

· эклектика(формальное сочетание различных признаков предмета без выяснения их подлинной взаимосвязи и выделения среди этих признаков главного, определяющего, это соединение различных противоположных взглядов, идей, принципов и теорий);

· софистика (от греч. – умение хитроумно вести словесные состязания, сознательное использование для доказательства тех или иных положений доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными; основным приемом софистики является использование софизмов).

 

Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в изменении и развитии.

Объективная диалектика – это диалектика самого развивающегося мира (неживой и живой природы, общества).

Субъективная диалектика – это диалектика мышления. Субъективная диалектика субъективна по форме, по содержанию она тождественна объективной диалектике и является ее отражением.

 

Диалектика – это и теория, и всеобщая методология, и метод мышления, в котором реализуется эта методология. Можно говорить о совпадении диалектики, логики и теории познания.

Диалектика структурно подразделяется на принципы, законы и категории.

Принципы отражают:

· фундаментальные основания бытия и познания;

· имеют статус философских аксиом;

· задают начальные условия познанию;

· обусловливают его характер;

· лежат в основе законов и категорий диалектики;

· придают знанию системность и целостность;

· в познании и практике выполняют нормативную функцию.

Принципы диалектики:

· принцип связи;

· принцип развития.