Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология.
Часть.
Часть.
Закройте глаза и постарайтесь представить те предметы, которые я называю:
стул, обед, электрон, нежность, справедливость, любовь, открытость indignation, мамба – еху.
Вопросы к стулу: Определение? Из чего состоит? Для чего предназначен? Кому принадлежит?
Те же вопросы к открытости. Попробуем дать определение.
Открытость – качество личности (ОЖ), психологическое состояние (ЗН) способность личности (СП)
Почти синонимический ряд: искренность, раскрепощенность (свобода), спонтанность.
Свобода – условие открытости.
Спонтанность – проявление открытости.
Искренность – результат или, практически, синоним открытости.
Доброжелательность – не подходит, т.к. открытость может быть жесткой или даже злобной (пример – проиграл ситуацию жесткого отбора в команду)
Прошу обратить внимание на принципиальную разницу того мира из котороговзят стул и открытость. В чем различия этих миров?
Мир стула – когда мы о нем думаем, мы его мысленно видим перед собой.
Мир открытости – заглядываем внутрь себя.
ОСТЕНЗИЯ
первый мир – объективный, второй – субъективный.
Третий мир, – мир, в котором мы сравниваем эти 2 мира и приходим к выводам конвенциональный.
Пример. Внутреннее и внешнее действие актера.(-)
Домашнее задание не для всех
Позиционка.
Оси координат. По оси «Х» – активность в изучении предмета. По оси «У» - интерес к предмету.
Описать наиболее общие характеристики всех трех миров. Объективного, Субъективного и Конвенционального.
После перерыва мы сядем в круг, и вы выскажетесь по поводу того, чем вы хотите научиться у меня. Слушайте других, будем обсуждать.
Участники беседы высказываются на предложенную тему. После окончания процедуры, им предлагается ранжировать по степени открытости высказывания участников обсуждения. Предлагается назвать троих самых открытых и троих самых закрытых. Обсуждаются результаты.
Модель соц. опроса – превращение субъективного мнения респондента в почти объективную картину результатов опроса.
Мои принципиальные вставки.
1. Как я учился театру. (Мочалов, Лена и Гена) – Не будьте «генами» До общей процедуры
2. Рассказ о Крис (мытье плиты) и Васьковой (я не имею права). После процедуры.
3. Разбор всех примеров из эксперимента по типам. (Не успели)
Вывод по трем мирам: Кого мы слушаем?
Природу – в объективном мире, себя - в субъективном, других – в конвенциональном.
3 Часть.
Работа с научным текстом. Теорема.
Работа с сонетом.
Предисловие к книге АМД.
Преддверье герменевтики и мои личные пожелания по психологии обучения - позиционируйтесь. Проявляйте активность в обратной связи, управляйте процессом, с помощью вопросов.
Первая лекция в МГОУ– «пожелания студентам».
[1] Видя, что сказанное не очень дошло, я проиллюстрировал сказанное. Допустим, Мария отвечает на вопросы соцопроса. Для меня совершенно очевидно, что есть такие вопросы, на которые Мария по-разному ответит, если опрос буду проводить я или, например, Юля.
Таким образом, диалектика – наука «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Диалектика есть всеобщая теория бытия и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.
Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектика иметафизика.
Метафизика – философское учение о началах бытия, которые представляются как неподвижные идеи или неизменные субстанции. Такому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как «постижение противоположностей в их единстве» и определил метафизику как антидиалектику.
Метафизика как философский метод противоположна диалектике. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого.
Диалектика и метафизика по-разному отвечают на основные мировоззренческие вопросы, связанные с проблемой развития:
· вопрос об источнике (причине) развития;
· вопрос о характере и механизме развития;
· вопрос об общей форме (структуре) и направленности развития.
Согласно диалектической концепции:
· источник (причина) развития – внутренняя противоречивость системы;
· развитие есть единство непрерывных количественных и прерывных качественных изменений системы;
· развитие совершается в форме спирали, преобладающее направление в развитии – прогрессивное.
Согласно метафизической концепции:
· источник (причина) развития – механический толчок извне или Бог;
· развитие есть постоянный, непрерывный количественный рост системы без качественных скачков («дурная бесконечность»);
· развитие – это движение системы по кругу, возврат к старому.
Для классической метафизики (XVII-XIX вв.) характерно:
· отрицание всеобщей связи и развития;
· отсутствие целостного (системного) взгляда на мир;
· убеждение в завершенности всех мировых связей;
· мышление по принципу “или-или”, “да-нет”.
“Новая” метафизика (со второй половины XIX в.) признает связи и развитие в связи с достижениями науки и общественной практики. Однако в своих различных вариантах истолковывает развитие как:
· количественные изменения («плоский эволюционизм»);
· качественные изменения, цепь скачков («катастрофизм»);
· монотонное повторение со строго линейной направленностью;
· движение по кругу, без возникновения нового;
· движение, из которого изымается его сущность – противоречие;
· сплошной прогресс без сопровождающих его «попятных» движений;
· постоянный регресс.
Разновидности метафизики:
· догматизм (отрицает принцип развития и зависимость истины от условий, места и времени);
· релятивизм(от лат. relativus – относительный, абсолютизирует момент изменчивости);
· эклектика(формальное сочетание различных признаков предмета без выяснения их подлинной взаимосвязи и выделения среди этих признаков главного, определяющего, это соединение различных противоположных взглядов, идей, принципов и теорий);
· софистика (от греч. – умение хитроумно вести словесные состязания, сознательное использование для доказательства тех или иных положений доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными; основным приемом софистики является использование софизмов).
Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в изменении и развитии.
Объективная диалектика – это диалектика самого развивающегося мира (неживой и живой природы, общества).
Субъективная диалектика – это диалектика мышления. Субъективная диалектика субъективна по форме, по содержанию она тождественна объективной диалектике и является ее отражением.
Диалектика – это и теория, и всеобщая методология, и метод мышления, в котором реализуется эта методология. Можно говорить о совпадении диалектики, логики и теории познания.
Диалектика структурно подразделяется на принципы, законы и категории.
Принципы отражают:
· фундаментальные основания бытия и познания;
· имеют статус философских аксиом;
· задают начальные условия познанию;
· обусловливают его характер;
· лежат в основе законов и категорий диалектики;
· придают знанию системность и целостность;
· в познании и практике выполняют нормативную функцию.
Принципы диалектики:
· принцип связи;
· принцип развития.