Белинский Виссарион Григорьевич

( 1811 - 1848)

 

Упрекали: 1) атеист;

2) демократизм и социализм. Дал два возможных ориентира, отвратил от западных ценностей.

от идеализма перешел к материализму;

у него нет метафизики в собственном смысле этого слова.

Белинский был литературным критиком по преимуществу. Не имел университетского образования, через полгода выгнали по причине "тупоумия". Развивался самостоятельно. Он является родоначальником разночинной интеллигенции. Приходилось много работать. Чахотка. Ранняя смерть избавила его от Сибири. Он вошел в историю как гегельянец.

Характеристика идеализма. "Мир есть дыхание вечной идеи" То есть, все, что существует в мире есть проявление этой идеи. Она имеет разумный характер. Это - разум. Дыхание этой идеи касается каждого человека. Проблема выбора: содействовать ли этой идее, либо посвятит себя культивированию собственной природы. Белинский обращал внимание, что идея имеет разумный и нравственный характер. "Сознание есть причина и цель бытия". Материальное, природное носит подчиненный характер. "Истинно добр, тот, кто разумен" Жизнь - это разумная жизнь. Это есть человеческое в человеке и культивирование его. В природе человек не развит. Культивирование сознания делает его личностью. Материальное представление о человеке есть утверждение конечности человека, но как разумное существо он принадлежит бесконечности. Человек не замкнут сам в себе, от конечности избавляет разум. Человеческое есть бесконечное. Человеческое сознание есть центр вселенной, а жизнь есть основа сознания. Поэтому Белинский ставил задачу покорения человека идее.. Будучи конечным, человек есть сам себе цель, внутри он носит мир бесконечный и таинственный. Человек есть мир в малом виде, так как вселенная тоже разумна. Он начинается там , где кончается животность. Задача человека стать человеком. Всякий человек не есть особность, а есть член общества, народа, государства. Они давят на человека, требуют поступиться свободой. Но человек понимает, что общество выше человека. Человек находится в борьбе с миром, но не в восстании против него. В жизни человека главное - это дух, разумный дух. "Сродство духа с великим царством жизни". "В ком больше общего, тот больше и живет". Задача личности в развитии общечеловеческих черт. "Человечество выше всякого народа, так же как всякий народ выше всякого человека" Сущность идеи человека в ее общности. Назначение каждого человека - развить в себе все человеческое. Герой есть высочайшее и благороднейшее явление мировой жизни. Но герои в жизни очень редки. Белинский был сторонником идеи мирового прогресса, признавал разумность мирового прогресса. Без этих идей нет истинного и живого знания в наше время. Исходя из идеи прогресса и примата общественного над единичным, он говорил, что надо стремиться к европейскому потому, что оно человеческое. Не все в европейкой жизни является человеческим.

Гегельянскую позицию применил к конкретным произведениям. Соотношение произведения с мировым разумом и с теми диалектическими принципами, которые вытекали из идеи всеобщей разумности. В идее разумности Гегель обратил внимание на логику, формальную сторону. Белинский сделал акцент на нравственном понимании разумной идеи.

Белинский принял идеи Гегеля, уверовал в Гегеля. Основная идея: все действительное разумно, все разумное действительно. Эти принципы Белинский пытался применить к русской жизни. = примирение с действительностью. Законы истории, общества и природы надо уважать. Не все, что существует, разумно. Белинский признал свою ошибку, стал ругать Гегеля. По гегелевскому пониманию получается, что прогресс перемалывает личности людей как Молох. Все в истории в принципе оправдано. Для Гегеля, человек есть понятие о человеке, человека надо понимать конкретно, но эта конкретность имеет абстрактный характер. Белинский выступил против этого. Каждая личность есть самодостаточная единица, имеющая боль, страдание и основания для счастья. По существу, переходит на позиции антропологической философии. Закон не может насиловать личность. Личность нравственна.

Нравственная жизнь вечной идеи. Шекспир воспроизводит нравственную природу жизни человека и в этом значение его. Чистейшая нравственность повестей Гоголя. Эстетическое чувство как основа добра и нравственности. Частные вопросы должны вытекать из основной идеи нравственности. ( вопрос о добре и зле). Нравственность есть свобода человека, основанная на способности понимать и делать добро другим, развивать себя. Любое решение вопроса должно иметь основанием идею нравственности. Идеал человеческого совершенства - Христос. Счастье человека должно быть целью. Разделял мораль и нравственность. Нравственность вечна, мораль имеет частный характер. Нравственность основывается на любви. Страдания субъективного духа могут быть предметом искусства и не оскорблять нравственности. Чем глубже натура человека, тем глубже его падение. Торжество нравственного духа гораздо поразительнее совершается над благородными натурами, чем над злодеями. Белинский говорил о гармоничном развитии человека. Часто гармония нарушается, либо слишком великий человек, либо демон.

Тайны природы надо просветить чувством красоты. Говорит о невинности природного чувства. Герои добра и зла очень редки в жизни, поэтому Дон-Кихот выбивается из общего порядка человеческой жизни.

Нравственность имеет огромное значение для художественного чувства. В наше время талант должен быть добродетелен. Поэзия не нравоучение, но в нравственности поэзии начало поэзии как учреждения. Белинский говорил о нравственности и любви, которые связаны. В средние века обожали красоту, как и греки. Но в понятие о красоте средние века внесли духовный элемент. Романтизм есть вечная потребность духовной природы человека. Человеческая любовь может основываться на взаимном уважении друг к другу, на уважении человеческого достоинства. Современная любовь - привязанность нравственная. Романтики превратили это чувство в демоническое. Надо любить человеческое, а у романтиков человеческое искажено. Цивилизация и нравственность не противоречат друг другу. Жизнь непосредственного естественного человека не может обогатить человека великим уроком. Полнота жизни человека в союзе всех сторон нравственности человека. Ограниченность нравственного проявления отдельных личностей делается источником безграничного проявления общества. Общество как единство нравственной и практической сторон. Материальная нужда - рычаг нравственной деятельности. Источник прогресса - великий человеческий дух, который порождается этой нуждой.

Эстетические идеи. Шекспир воспроизводит нравственную природу человека. Эстетическое чувство есть основа добра, нравственности. Эстетическое художественное отличается целостностью. Каждое лицо Шекспира есть живой образ, единство качеств добра и зла. Гамлет показывает слабость духа, который рождает переход из младой гармонии духа в дисгармонию и борьбу. Искусство независимо от морализаторства. Оно не доказывает, а показывает. Страдание субъективного духа может быть предметом искусства. Чем глубже натура человека, тем глубже его падение. Объективно отрицал всякую моральную цель. Красота в поэзии есть родная сестра истины и нравственности. Органичная полнота искусства состоит в примирении двух крайностей: искусственности и естественности. Тайны природы надо просветить чувством красоты. Природа и человек исполнены поэзии. Общий колорит поэзии Пушкина - внутренняя красота человека, внутренняя гуманность. Наша народная поэзия - живое свидетельство бесконечной силы духа. (его выразил Гоголь как народный поэт-писатель).

Идея социальности - все люди должны быть счастливы. Не надо воспринимать все, что есть на Западе плохого.