Козельский Яков Павлович

Десницкий Семен Ефимович

( ум. 1791 г.)

Профессор права Московского университета. Учился в Англии у Адама Смита, опирался на нравственную философию. Десницкий написал "Слово о простейшем пути изучения юриспруденции", "О кратчайшем пути человеческих состояний", "Юридическое рассуждение о происхождении и развитии власти и государства" и т.д. Он исследовал происхождение власти и государства, семь, религиозных вещей. Он исходил из представления, что состояние человека не является неизменным и проходит несколько ступеней: 1. Собирательный период, питание за счет даров природы. 2.Пастушеский. 3. Земледельческий. 4. Коммерческий.

Каждому из этих периодов соответствовало свое состояние власти и государственное устройство, социальное состояние и права, семьи. В первобытном обществе право собственности отождествлялось с правом владения. Это объясняется тем, что люди имели ограниченный объем труда. Потом возник добавочный продукт. Скотоводческое состояние предполагало изменение в государстве. Возникает объединение государства. В земледельческий период возникает оседлость. В коммерческий - возникает право собственности со всеми вытекающими последствиями. Все суждения об исторических формах обосновывались конкретным эмпирическим материалом. Это уже форма научного метода проведения исследования или соответствия информации. Состояние человека определялось историческими формами его материального бытия. Высшая форма - коммерческая, когда формируется право на основе римского права, развиваются науки, просвещение. Это конечное состояние человеческого развития, далее возможно только совершенствование. Переход от одной формы определяется от порождения идей и развитие их в определенном побуждении членов общества и осуществлении преобразования. Все зависит от выбора людей и соответственно определяется просвещением, знанием общества.

 

( ум. после 1793)

Был преподавателем артиллерийского кадетского училища, для которого написал ряд учебников и книг, в частности "Философические предложения" ( 1768). Написаны в форме статей ( около 6оо). Они распадаются на две части: теоретическая и практическая философия. Теоретическая - на логику и метафизику, а практическая - на нравоучительную философию и юриспруденцию. Опираясь на литературу того времени: Руссо, Монтескье, Гельвеций и один анонимный автор книги "Принципы моральной философии". Материалы теоретической философии заимствовал у Баумейстера и Готшеда.

В предисловии говорил о своем согласии с Руссо, что народам лучше ничего не изучать, так как естественное состояние лучше. Простой человек часто является человеком нравственным, но сейчас в условиях, когда народное просвещение достигло такого уровня развития, о простом человеке речь неосновательна, так как он будет уничтожен людьми просвещенными. Русскому государству надо стремиться развивать свою цивилизацию.

Сейчас знание есть средство существования в борьбе за жизнь. Философию определяет как науку о причинах явлений. Все в мире есть явлеиия, а философия их изучает. Философию подразделял на теоретическую - занимается понятиями, и практическую - разъясняет принципы общественного, личного существования человека.

Теоретическая философия делится на логику и метафизику, а практическая - на юриспруденцию и этику. В юриспруденции речь идет о различных формах права и соотношении с человеком, а нравственные вопросы касаются вопросов личной жизни человека и спасения его души. Логика - наука о мышлении, она рассматривает формы этого мышления. Выделял познавательное значение понятия; понятие есть явственное понятие. Это понятие обладает существенным содержанием и принадлежит только человеку.

Низшее познание (чувствование, воображение и память) присуще и животному. Высшее познание = разум и ум. Разум - свойства человека к обладанию явственными понятиями, ум -наличное обладание явственными понятиями, полученными в результате обучения.

Суждение есть более высокая форма познания, она зависит от свойств познающего субъекта.

Метафизика - учение о вещи и о причинах вещей. Вещь - это не только телесное, но и духовное образование. Философия занимается этими вещами. В математике раскрывается форма связей вещей друг с другом. О Боге не рассуждает, хотя верит в Бога. Не стремится к Его отрицанию.

В сфере практической философии: рассуждает о форме власти, правления. Важно, насколько власть способна защитить гражданский правопорядок, а не форма власти.

Крестьянство - важнейшее социальное сословие, условия крепостного права вызваны исторической обусловленностью. Таким образом, оно является формой неволи и должно быть таковым по существу.

Написал "Разговор о человеческом познании". Говорил о возможности человеческого познания, о его форме и необходимости для человека. Высказывался о философии схоластической, догматической, след.. системе классификации не нужна оболочка, которая затемняет знание. Философия должна ориентироваться на реальность. Позиция практического смысла. Философия может принести пользу обществу.