Аничков Дмитрий Сергеевич

( 1733 - 1788)

Диссертация "Натуральное рассуждение о происхождении натурального богопочитания у разных народов". Проблема: чем можно объяснить происхождение религии? Речь идет множестве богов у древних народов. Все религии не считал таковыми, кроме религии откровения. Уровень религии народа зависит от уровня просвещения. Относительно древних народов, происхождения их богов выдвигает концепцию. Древние боги рождались из трех психологических причин: 1. Страх, который служит обоготворению сил природы. 2. Привидение = фантастическое видение. 3.Удивление перед отдельными людьми, наделенными определенными качествами.

Эта работа вызвала недовольство православных кругов. Это была попытка светского исследования религии.

Аничков писал о человеческом познании. Он поддерживал сенсуалистическую точку зрения в познании. Исходным пунктом познания является ощущение. Выделял соответствующие ступени или формы познания. Есть нераздельное и отвлеченное познание. Нераздельное включает чувственные ощущения, воображение и память. Отвлеченное предполагает ум и разум. Ощущение и умственное познание связаны между собою в процессе познания (= содержание мышления из ощущений).

Человеческое познание можно разделить на три ступени:

Непосредственное влияние вещей на органы чувств,

Данное познание приобретает некую умственную форму (память - способность к мышлению),

Разум или умозаключение или уморассуждение.

Эти формы познания есть реализация познавательной способности. Познавательная способность требует определенной реализации, которая приводит к ошибкам.

Говорит и о душе из трактата "Слово о соединении души и тела". Это соединение есть в реальности. Душа мыслит, осязает с пмощью органов тела. Размышлял о соотношении души и тела и приводил существующие концепции. Три точки зрения:1.Монистичекая - душа и тело являются вещественными, никакой особенной души нет ( Гоббс).

2.позиция дуализма: Декарт и Лейбниц, которые говорили о врожденных идеях, двух субстанциях. Бог есть начало и ой и другой субстанции. У Лейбница Бог выступает в роли предустановленной гармонии. Бог создает два мира, они идут синхронно.

3.Парепатетическая или "физического влияния души и тела". Душа есть форма, а тело материя, они не могут существовать друг без друга. Эта концепция предполагает полное распространение души в теле.

Это выводило Аничкова из пределов религиозного предания, ибо по аристотелевской точке зрения речь о душе бессмертной не идет, а наоборот душа связана с телом и с ним развивается. Душа и тело несовершенны, вместе они создают человека, который должен их совершенствовать воспитанием и просвещением.