Радищев Александр Николаевич

( 1749 - 1802)

Получил домашнее образование, Пажеский корпус, Московский университет, Лейпцигский университет, право. Увлекся философией Гельвеция, эта философия просвещения, предполагала равенство человека в гражданском обществе и утверждение законов и прав во имя блага общества. Речь шла о правах и обязанностях человека, вытекающих из его природы. Эти идеи могли дать отрицательный результат в отношении русского общественного порядка и Радищев был настроен отрицательно, что не помешало ему 10 лет провести на службе на должности статского советника, причем сохраняя чистыми свои нравственные качества. Наиболее известное сочинение "Путешествие из Петербурга в Москву"(1790 г.). Это произведение было доставлено Екатерине 1, которая его не приняла. Радищев был схвачен, приговорен к смертной казни, замененной на пребывание в Тобольске. Там написал сочинение "О человеке, о его смертности и бессмертии".

Форма путевых заметок в "Путешествии…" позволила коснуться всех злободневных проблем нашей русской жизни. Проблемы были весьма злободневными: помещик заставляет работать крестьян на своем поле 6 дней в неделю. Это приводит к обнищанию населения и свидетельствует о жесточайшей эксплуатации. Эта экономическая и социальная проблема есть основа всех бед российской жизни. В других пунктах Радищев разрабатывает положения о реформе этих отношений. Первоначально надо ограничить время работы на помещика тремя днями, оформить все договорами. Ограничение власти помещиков и создание возможностей жизни и работы для крестьян. Если на это не пойдут помещики и правительство, то революция произойдет в пользу крестьянских масс.

Спрашивается, может ли это государство стать справедливо устроенным, если жизнь человека в нем ничего не стоит.

Все просвещенческое есть ложь и обман. Самым сильным является осуждение бесправия и беззакония низших слоев государства. Люди, заключая общественный договор, отчуждали часть права, но не все права, они граждане государства. Государь, принимая эту часть прав, должен был обеспечить эти права и защищать их. Иначе крестьянин должен искать защиту на стороне или оказывать сопротивление. Но в действительности русский крестьянин закона не имеет. С законами в России совершенный беспредел.

Идея свободолюбия: Лютер, Кромвель, Вашингтон, по Радищеву.

В своем произведении Радищев дошел до того, что в оде "Вольность" - грозил царям плахою. Деспот может рассчитывать, что грядет революция и на плаху возведут царя. Это предел политического радикализма. Затронул и проблему нравственности русского общества, которая носит классовый характер. С нравственной основой народной жизни (= чистота народной души) Радищев связывал большие надежды. Относительно философов он говорит, что их метафизика никому не нужна. Тоже относительно сочинений масонства. Он был приверженцем рационализма.

В Тобольске написал "О человеке, о его смертности и бессмертии" Это произведение вызвало большую полемику относительно взглядов Радищева. Трактат носит противоречивый характер. Возможна ли встреча с близкими? Поэтому следует говорить о бессмертии. Противоречие в том, что в первой части подход в духе просветителей, что человек есть существо природное, живет и умирает естественным путем. Мышление, речь, богопочтение и т.д. вытекают из общения и естественного развития. Во второй части различие философии о двух началах в природе. Приходит к выводу, что есть два рода существ в мире телесные (=материи) и идеальные (=мышление). Он рассуждает о понятиях и относительно понятий, ставит проблему о материи и ее свойствах. Важно доказать, что материя может мыслить, может жить. Задача в том, чтобы оказать, что между материей и мышлением нет определенной грани, есть некоторая связь. Материя мыслит и чувствует и т.д. Мысль материальна и вещественна. Человек как материальное существо так же умирает, уходит в небытие, но разрыв между вещественным бытием и духовным не столь абсолютен. В третьей части он размышляет о том, что возможно предположить существование души. Это чисто "гадательное сужение". Оно имеет основания. Невозможен переход от бытия к небытию, должно быть нечто среднее. Небытия как такового вообще нет. Вещь бытийствующая не может превратиться в небытие. Человек тоже вещь.( Наука и философия говорят, что в мире все находится в состоянии совершенства. Обычно философы заканчивали эту лестницу на человеке. Такое предположение не совсем основательно. Процесс не останавливается). Есть рассуждение, что человек в своей духовности обладает определенной автономией существования в этом качестве (существование во сне). В результате этого можно заключить, что человек в результате смерти не исчезает бесследно. Как же он существует (4 книга). Если человек будет продолжать существовать, то только в особенных условиях. Ад, рай отверг, так как связаны со сверхъестественным. Человек будет существовать в лучшем состоянии, чем сейчас. Будущее состояние будет определяться тем, как человек существует в нынешней жизни.

Это произведение не выходило за рамки просветительской идеологии с надеждой на лучшее существование и просвещение человека. Радищев верил, что он и его дела не умрут.

То, что высказал Радищев, радикальность философии, нравственной позиции.