Философия Киевской Руси.

Периодизация

 

В истории нашей страны были определенные перерывы или отрицания:

Отрицание христианством язычества (запрещение скоморохов, народных гуляний как пережитков язычества) Все памятники русского народа до существования христианства были уничтожены.

Реформы Петра 1. До того рамки религиозного византийского сознания, поэтому русский народ находился вне европейской программы. Государство Петра отрицало период допетровской Руси. Этот период превращался в нечто темное, необразованное. Все раскольники - враги реформ. Их уничтожают. Борьба шла по всем направлениям. Старую Русь отрицали. Устанавливается новый порядок, новая цивилизация. Возникла новая, дворянская культура. Через нее рассматривалось прошлое время. Между ХУ11 и ХУ111 веками возник рубеж и непонимание одних другими.

Революция 1917 г. По пути уничтожения дворянской культуры. Возникла массовая культура.

Русская культура не представляет собой чего-то единого. Это народная и церковная культура в допетровский период. При Петре - народная, церковная и светская. Соотношение разное. Между ними возникло взаимодействие.

 

 

В конце Х в. - начале Х1 в. появляется письменность. Где нет письменности, нет и философии. Господствует язычество в неразвитой форме, некоторые первобытно-родовые верования на уровне фетишизма. Какие-то пережитки существуют еще до сих пор. Борьба с язычеством была религиозной. Литература была внешней, принесенной, усвоенной. От соседей усваивали письменность, литературу, религиозность. Это Византия, греческий Восток, который носит православно-христианский характер, в основу которого входят элементы античной культуры.

Византию знали лучше, чем Западную Европу. Царская власть там была более единой, и церковь, и религия были связаны с этой властью напрямую, но не доминировала. Византийская социальная и религиозная модель более подходила правящим кругам Руси.

Древнерусская культура породила немало памятников в сфере литературы (летописи, ряд интересных авторов: Туровский, Вл. Мономах), создающих произведения древнерусской литературы. Создается ряд памятников архитектуры (Св. София в Новгороде), создаются города. Складывается определенная духовность. Культура Древней Руси проявляется в ХУ1, ХУ11 и Х1Х веках.

Славянские племена объединились и создали государство Русь. Основное мнение, что название "Русь" одно из имен варяжского племени. Об этих процессах рассказывает "Повесть временных лет". Это литературное воспроизведение наших летописей.

Впервые летопись появилась в Киеве как хроника, простая запись событий. Летопись прежде всего юридический документ, который носит политический и социологический характер. Запись события и действующие лица. Частично религиозный момент (чудеса и пр.). Основной свод послужил основанием для других летописей. Ипатьевская летопись (Киев и южные районы) и Лаврентьевская (Владимиро-Суздальская Русь). В дальнейшем возникают областные летописи. Летописи исполняют функцию нотариальных документов и законов. Летописи создаются и хранятся в монастырях. Монастырь - священное место, вне междоусобной борьбы. Соответственно в монастырях концентрируются письменность, библиотеки, приходят люди, умеющие писать.

На основе хроник возник ряд произведений, в частности "Повесть временных лет" - это не просто хроника, а художественно-философское произведение. Целые десятки страниц заполняют религиозно-философские концепции. Присутствуют вставки, не всегда связанные с конкретной датой. Эти вставки появились в разное время и были написаны разными авторами, но едины они в наличии православно-религиозной сферы. Цель вставок - агитация за православие, борьба с язычеством, разъяснение преимуществ православия. Эта идея позволяет вставки объединить в одно целое. Повесть начинается с того, что мы являемся продолжателями линии Иофета (сына Ноя). Повествуется об обычаях и особенностях славянского народа. Объединяются в государство по причине разлада, внутренне объединили варяги: Рюрик, Аскольд и Тир. Далее интерес Ольги к духовной сфере в Константинополе. Крещение Руси Владимиром. После принятия христианства Русь процветает. Заканчивается повесть рядом междоусобиц (1187 г.). Авторов было несколько. Один из них - Нестор.

Идеей принятия христианства была идея богочеловека и благодати. Эта идея богочеловечества является центральной в христианстве. Рассуждения автора по этим вопросам свидетельствует о соответствующей подготовке. Демонстрируется знание основ христианства.

Язычество - время торжества плоти, низменной жизни, повиновения проискам дьявола. Такая жизнь лишена духовности, общения с Богом. Это разделяет людей. Следовательно, распри, войны, человеческие жертвоприношения.

При выборе веры: мусульманство, католики, иудеи были отвергнуты по причине неопределенности и негуманных отношений к человечеству. Перед лицом кн. Владимира появляется греческий философ. В "Повесть" включена его речь. В Византии философом называли того, кто хорошо разбирался в религиозных вопросах. Философ рассказывает о творении мира, об Адаме и Еве и пр. и доводит свой рассказ до появления Христа, переходит в сферу евангелическую и заканчивает смертью Христа на кресте. Богочеловечество - ключевой момент этого рассказа. Духовность - основа обновления человеческой жизни. Обновление происходит на основе любви Бога человеком. Человек является ценностью, ради которой Бог пошел на смерть.

Ни в одной из религий человек не получает такого значения, которое он получил в христианстве.

Русские люди не просто услышали, но увидели и ощутили религиозную истину. Поездка русского посольства по разным странам. Только в Византии они были потрясены эстетическим общением с Богом. Бог прекрасен и люди стремятся подражать этому прекрасному.

Православное христианство есть то, что способно обновить Русскую землю, превратить русских в людей духовных.

Начало православия: символ веры, двуипостасность Христа, триединство Бога. "Повесть" различала и догматы веры - христианская экзегетика (различение религиозных терминов, понятий и библейских текстов).

После принятия христианства по Руси распространяется просвещение. Было создано много монастырей, где прививалась любовь к чтению, развивались библиотеки. Премудрость есть условие православной духовной жизни.

Христианство с началами богочеловечества, благодати способствовало смягчению нравов на Руси. Русская земля стала христианской, что характеризуется введением определенных нравственных норм (милость, добро).

К "Повести временных лет" примыкает "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона (ставленник Ярослава Мудрого). "Слово" появилось в середине Х1 века. Главная проблема - отличие христианства от иудаизма, отличие Нового завета от Ветхого. Значение принятия Нового Завета на Руси. Ветхий Завет - завет, данный Моисеем, как закон иудейского народа. Он характеризуется соответствующими деяниями и пророками. Христианство принимает его как элемент Библии. Ветхий Завет был дополнен Новым Заветом, который является действительной истиной, основой христианства. Соответствующее представление о Троице (Нужно было, так как Иисус Сын божий. Он есть потому, что есть Бог-отец.). Это знаменует новую эру религиозного развития. Закон и благодать. Различие между двумя религиями соотносится с положением Авраама, у которого была жена Сара (Н.Завет) и любовница Агарь (В.Завет). Все определяется промыслом Божиим. Закон характеризуется отношением жесткого повиновения. Он носит исключительный характер и не свидетельствует о свободе. Он превращает человека в повинующееся существо. Благодать подразумевает промысел Бога, но она предполагает человеческую свободу. Это своеобразная духовная субстанция, которая не ограничивается одним народом. Здесь все люди равны. Благодать является божественным светом, который обновляет людей. Она связана с искуплением, жертвой Бога. Благодать - благо, дарованное Богом, что предполагает воплощение божественного в реальности. Следовательно, поэтому христианство на Руси носит благодатный характер.

Вторая часть "слова" посвящена раскрытию рождения благодати в Боге: о сотворении мира, Адаме и Еве и законе, смертью и воскресением Христа.

Третья часть объясняет вопрос о том, каким образом эта истинная вера могла быть принята на Руси. Это слово о Владимире или о св. Василии. Был жестокий, а крестился и Русь крестил. Это и есть та благодать, которая пролилась на русский народ и землю. Благодать это чудо, которое произошло. Исцеление Владимира и Русской земли можно объяснить только промыслом Божиим. Следовательно, особенная миссия русского народа. Владимир и русский народ - сосуд божественной благодати. Благодаря Владимиру русский народ стал христианским, входит в единую семью христианских народов, а язычество, как происки диавола, обречено.

Эти идеи нашли продолжение в "Поучении" Владимира Мономаха. Он говорил о благодати, что Русская земля обновилась с принятием христианства. Отсюда принципы устроения жизни. Это милость, которая следует из христианства, слезы и покаяние. Они должны быть внедрены в жизнь, ибо они способны устранить зло. Следовательно, любить ближнего. Бог не дал права человеку казнить другого человека. Человеку надо помогать. Слезы - путь к деланию добра, иначе нарушается дух христианства. Слезы связаны с сердцем, а сердце одна из великих категорий христианской философии. Гордыня - путь к злу, необходимо в этом смысле покаяние. Это один из элементов христианской нравственности. Гордыня - то зло, которое превращает человека в сверхчеловека.

Татарское нашествие послужило причиной культурного упадка. Несмотря на завоевание, осталась частичка автономии. Была сохранена наша система управления, была сохранена церковь. Золотая Орда длительное время была представлена полуедиными племенами, поэтому земли, попадавшие в зависимость, сохраняли некую автономию.

Х1У - ХУ вв. - независимое существование Руси.