Античная философия науки.
Историко-философские представления о науке.
Наша (западноевропейская) наука была порождена тремя культурами: древнееврейская, древнегреческая и древнеримская.
Древнееврейская культура донесла до нас религиозные моменты – ветхий завет, возникновение христианства, влияние на ислам.
Древнеримская культура. Римляне были практическим и политическим народом. Для управления римской империей потребовались законы и право. Этому Рим вошел в историю как основатель права.
Древнегреческая культура породила 3 феномена: каноны классического искусства – драма, эпос и лирика. Создана философия. Создана наука.
Античная культура – с VIв до рождества по VIв нашей эры. В том свете, в котором возникла наука в Греции, она не возникала больше нигде. Греческая наука ближе всего к нашей современной науке. В других цивилизациях наука возникала как набор знаний для практического применения. В древнегреческой культуре возникает теоретический тип науки. Наука начинает преследовать исключительно исследовательские цели, была нацелена на познание и на доказательство этого знания. Знание становится главным объектом познавательного интереса без всякого применения на практике, без прикладного характера.
Наука в древней Греции называлась другими терминами logos (некий закон, структура, управляющая космосом, высший разум), episteme (теоретические знание). Противоположным термином было techne – то, что не является наукой, искусство, мастерство.
Понятие logos ввел Героклит эфесский.
Греки считали, что главной задачей человека являлось то, что он должен понимать и познавать logos, знать о его существовании, приобщаться к нему и жить по его законам. Вся духовная деятельность сводилась к этому. Земная жизнь рассматривалась как тень идеального мира.
Под теорией греки понимали некую интеллектуальную интуицию, которая позволяла созерцать logos.
Специфика античной науки состоит не в практичности, а в созерцательности. В отличие от современной цивилизации, которая исключительно практична, древние греки рассматривали себя как молодой народ, и главной целью их культуры было всестороннее гармоничное развитие человека. Они учитывали различные факторы – телесное развитие, эстетическое воспитание (владение музыкальными инструментами, музыка, стихи), интеллектуальное развитие. Все общество было ориентировано на определенное развитие человека, где интеллектуальному развитию отводилось особое место.
Экономическая причина возникновения древнегреческой науки – Греция была торговой страной. Греки одни из первых перешли к денежному обмену. Это свидетельствует о высоком уровне абстрактного мышления.
Политическая причина – в Греции впервые в мировой цивилизации было создано демократическое устройство. Демократия – каждый человек, участвующий в политическом процессе, имеет право на голос. В этих условиях важной является процедура доказательства суждения. Главным становилось развитие логического мышления. Мысль обладает некой самостоятельностью по сравнению с физическим миром. Можно навязать ту или иную логику мышления независимо от объективной реальности.
Религиозная причина. По сравнению с другими цивилизациями, в которых религия была устоявшейся, у греков не было откровения, не было касты жрецов, их выбирали на несколько лет. Формальное отношение к религии приводило к свободе ума. Религия не предопределяла характер мышления, что является одной из причин возникновения современной науки.
Лекция 4. Философия науки в средние века. (17/01/2012)
Продолжение
Возникло 3 основные модели, которые выбирались исходя из интуиции. Они существовали на равных правах.
1. «Модель примата веры над разумом» - преобладание веры, разум на втором месте. (Тертулиан). Бог дал человеку откровение, в котором он сказал человеку все, что хотел для того, чтобы человек спасся. Это знание является абсолютным, поэтому, по мнению Тертулиана, все знания человека, полученные ранее, лишни – искусство, наука, философия, этика etc. Эти знание не нужны, вредны и опасны. «Верую, потому что абсурдно».
Подгруппа Августина блаженного – «верую, чтобы понимать».
2. «Примат разума над верой». Это позиция рационализма, фанатизм ума. Она также актуальна сегодня. Зародилась в исламской Испании. Ибен Рушд (Авероис) впервые четко поставил вопрос о соотношении веры и разума. Ключ к решению проблемы в соотношении веры и разума лежит в человеке. Люди делятся на 3 группы. Первая – аподиптики, элита, представители этой группы довольствуются в обосновании проблем только разумом. Подготовленный разум не нуждается в вере. Вторая – диалектики, довольствуются вероятностными выводами. Подключают весь комплекс возможных аргументов для убеждения. Третья – риторики, соблюдают только видимость доказательства. Эта точка зрения была перенесена на Запад и возникла группа латинских авероистов. Сигер Брабанский и Боэти Дакский (первая разновидность) считали, что есть истина разума и истина веры. И то и другое хорошо – теория двойственной истины. Иоанн Жоденский (вторая разновидность) – рационалисты. 1277г епископ Этьем Тампьер осудил 219 утверждений Авероиса.
3. «Позиция гармонии веры и разума». Основоположник – Фома Аквинский. Человек должен понимать, что такое вера и что такое знание. По мнению Фомы Аквинского и то и другое являются разновидностями Знания. Вера является разновидностью знания, данного человеку богом. Научное знание – здесь основанием принятия является логика. Наука и вера – 2 разных типа истины и знания. Надо развести понятия и признать ценность того и другого. Откровение – самодостаточный тип истины, и разум - самодостаточный тип истины.
Лекция №5. История и философия науки Нового времени (31-01-2012)
(вел Елисеев Валентин Николаевич, nb! Он также будет принимать кандидатский экз)
(будет ли лекция по эпохе Возрождения?)
Вопросы в рамках темы:
1. Введение, общая характеристика эпохи
2. Выдающиеся философы эпохи Нового времени (Ф. Беккон, Рене Декарт)
3. Френсис Беккон и его философия, Рене Декарт и его философия