Й этап - неопозитивизм.
Й этап - эмпириокритицизм (махизм).
В конце 19 - начале 20 века австрийский физик и философ Эрнст Мах и
швейцарский философ Рихард Авенариус, (в связи с новыми открытиями в
науке, которые поставили под сомнение достижения классических естественных наук) разработали субъективно - идеалистический вариант позитивизма - эмпириокритицизм (дословно критика опыта).
-Критикуя Канта за его доверие данным науки без
особых критических размышлений, Мах и Авенариус
ставят перед собой задачу очищение не только философии, но и
вообще науки от ненаучных измышлений (речь идет о критике
всякого опыта);
-Они сводят всю философию только к теории познания;
-В основу своей концепции махисты положили принцип «экономии мышления», из
которого вытекало, что наука должна только описывать, а не
объяснять явления. Отсюда махисты обосновали условность всех наших знаний и то
что наука не отражает объективную реальность.
Неопозитивизм существовал и существует как интернациональное философское течение.
Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так называемом Венском кружке, функционирующем в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936).
Неопозитивизм представляют:
-последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах;
-представители Львовско- Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К.
Айдукевич;
-английский логик, математик, философ Бертран Рассел;
-основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л.
Витгенштейн;
-логик и методолог науки К. Поппер;
-течение общей (популярной) семантики А. Кожибский, С. Чейз, С. Хайакова;
-«постпозитивизм» - логика науки Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.
Основной тезис:
обосновать то, что философия вообще не имеет своего самостоятельного предмета
исследования, т.е.:
-Философия - не есть наука о кокой- то реальности. Материя, пространство,
время, якобы существующие вне нас - это всё «физические» функции
, а надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и понятиях
ученых. (Причем! Эти понятия рассматриваются не как отражение
объективной реальности, а как системы мыслительных конструкций,
создаваемых умом ученых по определенным логическим законам.)
-Философия понимается функционально, т.е. не как теория или определенное учение, а как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. (Если «классический» позитивизм ориентировался на психологиюпознания, то неопозитивизм в большей степени опирался на логику.)
1) Предмет философии - система научных дефиниций;
2) Задача философии - их логический анализ, т.е. философия должна
дать методы анализа системы научных фраз и терминов.
-Неопозитивизм исключил из философии всю мировоззренческую
проблематику науки из понимания предмета философии:
· в 20 веке Кант утверждал, что философия не может быть учением о внешнем мире;
· Махисты сводили предмет философии к проблемам познания;
· логические позитивисты сузили предмет философии до логики науки, а
затем свели философию к анализу «языка» науки;
· а Карнап - даже к «синтаксису языка науки».
Причины возникновения неопозитивизма.
1) Развитие естествознания, стремление понять трудности его роста.
2) Гносеологические причины:
-относительность знаний
процесс математизации и формализации наук, проявившийся в связи с развитием теоретических разделов науки.
Течения в неопозитивизме:
1) Логический позитивизм - исторически первый и основной вариант неопозитивизма.
Для него центральная задача философии - разработать принципы
проверки высказываний (знаний выраженных с помощью языка) на соответствие их опыту человека, позитивному данному.
Введен принцип верификации (от лат. - истина) высказываний, согласно которому, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность.
В 50-х гг., вследствие внутреннего кризиса, из неопозитивизма вырастает
постпозитивизм.
2) Семантический позитивизм.
В начале 40-х гг. Часть логических позитивистов заявила о переходе на позиции семантики (учение о значении, об отношении между знаками т.е. между словами и предложениями и тем, что они означают), с целью преодоления противоречия, связанного с изолированностью языка в логическом позитивизме от основной своей функции - функции общения, следовательно, функции передачи значения.
Семантический позитивизм также неоднороден, он включает в себя академическую семантику и популярную или общую семантику.
3) Лингвистический анализ - понимает философию как аналитическую
деятельность по прояснению языка, но уже не научного. А обыденного.
Представители этой философии видят задачу "философа - аналитика" в
исследовании фактического употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы устранить недоразумения, возникающие вследствие его неправильного использования.