Й этап - неопозитивизм.

Й этап - эмпириокритицизм (махизм).

В конце 19 - начале 20 века австрийский физик и философ Эрнст Мах и

швейцарский философ Рихард Авенариус, (в связи с новыми открытиями в

науке, которые поставили под сомнение достижения классических естественных наук) разработали субъективно - идеалистический вариант позитивизма - эмпириокритицизм (дословно критика опыта).

-Критикуя Канта за его доверие данным науки без

особых критических размышлений, Мах и Авенариус

ставят перед собой задачу очищение не только философии, но и

вообще науки от ненаучных измышлений (речь идет о критике

всякого опыта);

-Они сводят всю философию только к теории познания;

-В основу своей концепции махисты положили принцип «экономии мышления», из

которого вытекало, что наука должна только описывать, а не

объяснять явления. Отсюда махисты обосновали условность всех наших знаний и то

что наука не отражает объективную реальность.

Неопозитивизм существовал и существует как интернациональное философское течение.

Зародился он в объединении ученых различных специальностей, в так называемом Венском кружке, функционирующем в 20 - 30-е гг. 20 века в Вене под руководством Мориса Шлика (1882 - 1936).

Неопозитивизм представляют:

-последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах;

-представители Львовско- Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К.

Айдукевич;

-английский логик, математик, философ Бертран Рассел;

-основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л.

Витгенштейн;

-логик и методолог науки К. Поппер;

-течение общей (популярной) семантики А. Кожибский, С. Чейз, С. Хайакова;

-«постпозитивизм» - логика науки Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.

Основной тезис:

обосновать то, что философия вообще не имеет своего самостоятельного предмета

исследования, т.е.:

-Философия - не есть наука о кокой- то реальности. Материя, пространство,

время, якобы существующие вне нас - это всё «физические» функции

, а надо брать мир таким, каким он существует в представлениях и понятиях

ученых. (Причем! Эти понятия рассматриваются не как отражение

объективной реальности, а как системы мыслительных конструкций,

создаваемых умом ученых по определенным логическим законам.)

-Философия понимается функционально, т.е. не как теория или определенное учение, а как аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. (Если «классический» позитивизм ориентировался на психологиюпознания, то неопозитивизм в большей степени опирался на логику.)

1) Предмет философии - система научных дефиниций;

2) Задача философии - их логический анализ, т.е. философия должна

дать методы анализа системы научных фраз и терминов.

-Неопозитивизм исключил из философии всю мировоззренческую

проблематику науки из понимания предмета философии:

· в 20 веке Кант утверждал, что философия не может быть учением о внешнем мире;

· Махисты сводили предмет философии к проблемам познания;

· логические позитивисты сузили предмет философии до логики науки, а

затем свели философию к анализу «языка» науки;

· а Карнап - даже к «синтаксису языка науки».

Причины возникновения неопозитивизма.

1) Развитие естествознания, стремление понять трудности его роста.

2) Гносеологические причины:

-относительность знаний

процесс математизации и формализации наук, проявившийся в связи с развитием теоретических разделов науки.

Течения в неопозитивизме:

1) Логический позитивизм - исторически первый и основной вариант неопозитивизма.

Для него центральная задача философии - разработать принципы

проверки высказываний (знаний выраженных с помощью языка) на соответствие их опыту человека, позитивному данному.

Введен принцип верификации (от лат. - истина) высказываний, согласно которому, любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность.

В 50-х гг., вследствие внутреннего кризиса, из неопозитивизма вырастает

постпозитивизм.

2) Семантический позитивизм.

В начале 40-х гг. Часть логических позитивистов заявила о переходе на позиции семантики (учение о значении, об отношении между знаками т.е. между словами и предложениями и тем, что они означают), с целью преодоления противоречия, связанного с изолированностью языка в логическом позитивизме от основной своей функции - функции общения, следовательно, функции передачи значения.

Семантический позитивизм также неоднороден, он включает в себя академическую семантику и популярную или общую семантику.

3) Лингвистический анализ - понимает философию как аналитическую

деятельность по прояснению языка, но уже не научного. А обыденного.

Представители этой философии видят задачу "философа - аналитика" в

исследовании фактического употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы устранить недоразумения, возникающие вследствие его неправильного использования.