Лекция 2 Философия Древней Индии
Предисловие
Астана 2011г.
Занимательная философия
Учебное пособие
Имени С. Сейфуллина
кафедра философии
Разработала: к.ф.н. ст. преп. Какимжанова М.К.
Рецензент:
Настоящее пособие призвано показать философию не как скучную дисциплину, а как интересное и занимательное размышление.
Занимательная философия — конспекты лекций, кроссворды, задачи и упражнения, тесты для самопроверки, мысли-рассуждения, высказывания великих философов, притчи, анекдоты, интересные рассуждения, шутки.
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры философии
Протокол №_______ от «____»________________2011г.
Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии
Протокол №_______от «_____»________________2011г
Учебное пособие предназначены для студентов Казахского Государственного агротехнического университета им. С. Сейфулина.
Цель и задача курса ознакомить студентов с основными направлениями философии, сформировать творческое мышление и развить духовный мир личности. Философия дает человеку возможность самостоятельно мыслить и самостоятельно делать выводы.
Философия – это проект, стратегия и перспектива развития человеческой сущности. В ходе разворачивания истории каждый единичный человек выступает все более односторонним, однообразным, все более однобоким в своих функциях, и лишается этой всеобщности. Но ее приобретает в целом общественная сущность человека. И философия – как форма становления всеобщности этой сущности – играет определяющую функцию по отношению к другим формам сознания. Все формы сознания как идеальное образуют сферу универсальности человека, а философия – самосознание этой универсальности. Человек осознает в философии свою вечную, универсальную и бесконечную сущность. Ведь сами понятия вечного, бесконечного и универсального могут быть выработаны только философией и усвоены человеком только из нее.
Человек не может сам по себе найти путь к развивающей философии, да и к философской культуре как таковой – хотя самостоятельность в этом поиске пути так же необходима, как полемика и диалог. Однако, самостоятельность – не то же, что поиски в одиночку. То, что предлагается человеку в рамках учебного процесса в университете, часто воспринимается им враждебно, как «обязаловка», навязанная ему извне. А как некогда заметил Аристотель, философия требует досуга и глубже осваивается при свободном к ней отношении, исходя из личного интереса. Муштра и принуждение только отталкивают. Ведь философия защищена своей сложностью – ее нельзя заучить и нельзя заставить заниматься ею насильно. Зубрежка и принуждение бессильны и противопоказаны в ее случае.Данное учебное пособие
Лекция 1. Философия: ее предмет и специфика
Философия истории представляет собой относительно самостоятельную область философского знания, посвященную осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Предметной сферой философских размышлений является исследование общественной жизни, прежде всего, под углом зрения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысло-жизненные вопросы. Философия истории анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезиса, судеб и перспектив, направленности движущих сил и возможных закономерностей его развития.
Термин «философия» происходит от греческих слов phileo — любовь и sophia — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. Любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя и является важным условием, чтобы стать философом.
Философия является теоретическим ядром мировоззрения. Мировоззрение можно определить как совокупность идей, взглядов человека на окружающую действительность и на самого себя.
Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения. Наиболее распространенная – историческая типология. В ней выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.
Основой мифологического мировоззрения является вымысел, воображение.
Основой религиозного мировоззрения - вера.
Основой философского - разум.
Общее понятие и содержание методов философии
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
диалектика;
метафизика;
догматизм;
эклектика;
софистика;
герменевтика.
Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.
Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
Обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);
Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).
Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:
материализм;
идеализм;
эмпиризм;
рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери.
Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)
Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)
Основные разделы философии и функции философского знания
В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:
- онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;
- гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;
- аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;
- праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;
- антропология – философское учение о человеке;
- социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.
Эти разделы несводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.
Роль и место философии в обществе определяется ее функциями, под которыми мы понимаем ее воздействие на людей и на их разностороннюю предметную деятельность. Это воздействие, в широком смысле, предстает как влияние на мысли и поведение человека, так и на их обоснование, стимулирование и ориентацию. Функции философии многоаспектны. Основополагающая функция философии – выявление универсалий культуры и выражение их содержания в системе философского знания. Универсалии (наиболее общие представления) культуры зафиксированы в фольклоре, искусстве, религии, этических учениях нередко посредством образов, иносказаний, притч, т.е. далеко не всегда в логически стройной и информационно ёмкой форме. Философия же выражает их содержание преимущественно в системе категорий, что обеспечивает ей более широкие возможности в духовном воспроизведении реальности и в выработке его механизмов. Это осуществляется в процессе выполнения философией ряда функций. Важнейшие из них:
- мировоззренческая – состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности;
- методологическая – связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики и коммуникации;
- гносеологическая – заключается в создании обобщенной картины познания мира, формулировке принципов познавательного отношения субъекта к объекту, разработке универсальных методов научного познания и логического мышления;
- аксиологическая – ориентирована на критический анализ коренных теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственных и эстетических идеалов, духовных регулятивов поведения в мире;
- праксеологическая – проявляется в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определении их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и коллективных действий;
- критическая – состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления;
- прогностическая – связана с выработкой средствами философии представлений, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.
Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания, ее содержания и функций является важным условием превращения философских положений в мировоззренческие ориентиры, помогающие человеку определить свое отношение к миру и самому себе. Исследование исторической динамики предмета философии, сравнение философии с мифологией, религией, наукой, искусством, мировоззрением позволяет сделать вывод о том, что философия не сводится ни к одному из этих феноменов человеческой культуры однозначным образом. Она сама есть только тогда, когда мы философствуем. Философия есть философствование (М.Хайдеггер). «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома» - писал поэт и мыслитель Новалис. Философия может быть подобной тягой, когда мы, философствующие, повсюду «не дома». Философская истина есть по существу истина человеческого присутствия в мире.
Философия Древней Индии – неотъемлемая составляющая мирового историко-философского процесса – возникает 2,5 тыс. лет назад в обществе с четко выраженной социально-экономической структурой земледелия, ремеслом, торговлей, богатым духом миром, что нашло отражение в Ведах (санскрит – «знание»).
В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философиивыделяются три основных этапа:
• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
• VI —ІІ вв. до н. э. — эпический период;
• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.
Веды(дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды,как правило, включали в себя:
• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;
• книги лесных отшельников ("араньяки");
• философские комментарии к Ведам ("упанишады"). До наших дней дошло всего четыре Веды:
•Ригведа;
• Самаведа;
• Яджурведа;
• Атхарваведа.
Философской частью Вед являются Упанишады – размышления авторов разных эпох над проблемами бытия и мироздания. Здесь встречаются и первые сомнения мудрецов во всемогуществе богов и даже в их существовании. Ищущий ум «прорывается» сквозь внешнюю обрядность догматически-мифологических ритуалов и устремляется вглубь духа и материи, стремясь отыскать единую высшую реальность, конечную причину, которая связывает воедино изменчивое эмпирическое многообразие и образует единую основу.
Такой причиной и первоосновой бытия признается Брахман – объективное духовное начало, оно лежит за всеми формами и явлениями, включая и богов. Брахман неразрывно связан с Атманом – душой человека, являя собой универсальное, активное жизненное начало, воплощение Брахмана в душе человека. Как субъективное начало Атман противостоит объективной реальности – Брахману, но, в конечном и совпадает с ним. Должное почитание и постижение их тождества составляют одну из основных заповедей индуизма.
В Упанишадах рассматриваются и другие проблемы, такие как: структура мира и управляющие им законы, источники и виды знания, происхождение социальных различий, формируется ряд концепций, которые позже станут достоянием почти всех философских учений и религий Индии. Таково учение о переселении душ в соответствии с совершаемыми в предыдущих воплощениях деяниями (сансара). Оно осуществляется по законам кармы, т.е. воздаяния за прошлые действия. Освобождение от цепи перевоплощений (мокша) может принести только познание Брахмана. Те же, кто ограничивается религиозными обрядами и совершением добрых дел, могут рассчитывать только на новое рождение на более высоком уровне по законам кармы.
На первое место, как видим, выходят нравственные установки и требования, обращение к внутреннему миру человека. Высшей целью жизни объявляется единение с Брахманом.
Древнеиндийская философия уже в своих истоках была представлена множеством школ и направлений. В ней можно выделить два лагеря:ортодоксальный, так он называется потому, что допускает высшую реальность, как «душу», внутреннюю сущность вещей и, следовательно, признает авторитет Вед; неортодоксальный – джайнизм, буддизм, чарвака и др. Они отрицают авторитет Вед и составляют главную оппозицию ведическому брахманизму.
Джайнизм появился в VI в. до н.э. Критикуя брахманизм за ритуализм и отвлеченную умозрительность, он тем не менее сохранил такие его элементы, как вера в перевоплощение душ, учение о карме. В основе же мировоззрения джайнов лежало представление о жизни как о страдании, которое связывалось с законом воздаяния. Но, с их точки зрения, этот закон можно было победить на пути благих дел и строгого соблюдения аскезы (ограничения). Основоположник джайнизма Махавир Вардхаман проповедовал пять истин: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным благам, будь целомудрен. Большое внимание джайнизм уделял этике, говоря о «трех жемчужинах»: о правильной вере, правильном познании и правильном поведении. Джайны отстаивали принципы непричинения зла живому, отстранения от мирского богатства и верили, что человек с помощью своей духовности может контролировать материальную суть (тело) и управлять ею.
Буддизм зародился в Бенгалии, и его основоположником был принц Сиддхартх Гаутама. Богатый, заботливо оберегаемый от жестокостей внешнего мира, находившегося за стенами царского дворца, он все-таки однажды покинул его и столкнулся с нищетой, болезнями, тяготами жизни, со смертью. Сиддхартх решил найти ответ на вопрос, почему мир таков?
После долгих странствий и размышлений на него снизошло озарение, и открылась истина. Он стал называться Буддой, что означало "просветленный", "пробужденный", и сложилось его учение о смысле человеческой жизни, давшее начало новому мировоззрению, религии и философии.
В отличие от брахманизма, учившего, что страдание есть наказание за грехи прошлых перевоплощений, а избавлением и достижением счастья является благочестие, Будда пришел к другому выводу: страдание – такая же сторона бытия, как и освобождение от него. Всякая жизнь – это страдание, и кем бы ни был человек, он обречен на страдание: в рождении, в болезни, в старости, в смерти. Перед страданием все равны.
Буддизм оказался пессимистичнее брахманизма и даже джайнизма, считая, что страдание не может быть преодолено в сансаре и в ней не может быть счастливой жизни. Единственное средство избавления от страдания – выход из круга перевоплощения и освобождение от угнетающей власти внешнего мира.
Открытие Будды легло в основу его учения о «четырех благородных истинах». Первая из них гласит, что жизнь есть страдание. Вторая – утверждает, что причина страдания скрыта в жажде жизни, в стремлении к наслаждениям. Третья – полагает, что избавление от страдания лежит в уничтожении жажды жизни, угашении страстей. Четвертая истина устанавливает восьмеричный путь избавления от страдания: правильное суждение и правильное решение, правильная речь, правильное стремление и правильная жизнь, правильное внимание, правильное сосредоточение и правильный путь жизни.
Эти шаги ведут человека к окончательному освобождению – Нирване, достижение которой и есть спасение от перевоплощения, выход из круга сансары. Нирвана – состояние сверхчеловеческого блаженства и не только человеческого, но и того мира, куда входит человек.
Буддизм- религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.
Основателем данного учения считается Гаутама Будда(Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" ( 527 г . до н. э.) и передал свои духовные достижения людям.
Главная идея буддизма - "Средний путь"жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма" умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).
"Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.
Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:
• земная жизнь полна страданий;
• страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;
• от страданий можно избавиться;
• существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение. Данный план — так называемый Восьмеричный путь— предусматривает соблюдение следующих принципов:
• правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
• правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
• правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;
• правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
• правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
• правильное умение — усердие и трудолюбие;
• правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
• правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.
К пяти заповедям-ориентирам буддизмаотносятся следующие:
• не убий;
• не. укради;
• будь целомудренным;
• не лги;
• не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Чарвака – школа, которая также подвергла критике все ведийские авторитеты, обвинив Веды в лживости, многословии и противоречивости. Расхождение с брахманизмом было в главном: чарваки признавали объективность мира и отрицали его сотворение каким-либо духовным началом. Мир, по их мнению, - комбинация четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. Из этих же элементов возникает сознание, которое неотделимо от тела и умирает вместе с ним.
Таким образом, существует только реальный мир, реальная жизнь и нет ничего потустороннего, и нет никаких Богов. Человек должен заниматься действительными делами (отсюда второе название – школа локаята – учение, "направленное на этот мир") и искать счастье в земной жизни.
Чарваки-локаятики видели смысл жизни в счастье, а счастье – в достижении наслаждения. И хотя, признавали они, наслаждение всегда связано со страданием, это вовсе не значит, что от него надо отказываться.
Несмотря на широкую популярность неортодоксальных концепций, они постепенно были вытеснены обновленной ортодоксией – индуизмом, такими его школами, как: веданта, миманса, санхья, йога, ньяя, вайшешика.
В целом же переход от мифологии к философии в Индии происходил на основе сильного укоренения в культуре ритуала, отсюда – слабая связь с научной мыслью. Предметом же философских размышлений, по преимуществу, становятся: мир человека, его отношение к безличностно-духовному началу и к другим людям. На первый план выступают этико-психологические проблемы.
Философское обоснование индуизма содержится в шести системах: веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя. Несмотря на имеющиеся различия, все они считаются равномочными в толковании истины, всех их объединяет поиск путей искупления и освобождения из пут сансары и кармы. Рассмотрим основные положения этих систем, опирающихся, как было сказано, на Веды Веданта (завершение Вед) — наиболее влиятельная система, важнейшая философская основа индуизма. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Отдельные души (атманы) через познание или любовь к богу достигают спасения, соединяясь с богом. Выход из круговорота рождений (сансары) и заключается в рассмотрении всего сущего с точки зрения высшей истины; в познании той истины, что внешний мир, окружающий человека, — это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является брахман, с которым отождествляется атман. Главный путь к достижению этого истинного знания — соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед.
Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях) — эта система касается объяснения ритуала Вед, Учение Вед здесь тесно связывается с дхармой — идеей долга, , исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение. Это выполнение своего долга и ведет к постепенному искуплению от кармы и к освобождению как прекращению перерождений и страданий.
Санкхья (число, перечисление) — в ее основании лежит не непосредственно текст Вед, а независимый опыт и размышление. В этом плане санкхья отличается от веданты и мимансы. Учение этой школы выражает точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя, природа (пракрита). Наряду с природой признается и существование абсолютной души (пуруши). Именно благодаря ее наличию во всех вещах существуют и сами вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают исходные принципы мира, как материальные (вода, воздух, земля и т.д.), так и духовные (интеллект, самосознание и т.д.). Таким образом, санкхья представляет собой дуалистическое направление в философии индуизма.
Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание) — философия этой школы направлена на практическое психологическое обучение.
Ее теоретическая основа — санкхья, хотя в йоге признается и личный бог. Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки, последовательными ступенями которой являются: самонаблюдение (яма), овладение дыханием при определенных положениях. (позах) тела (асана), изоляция чувств от внешних воздействий (пратьяхара), концентрация мысли (дхарана), медитация (дхьяна), состояние отторже ния (самадхи). На последней ступени достигается освобождение души от телесной оболочки, происходит разрыв пут сансары и кармы. Этические нормы йоги связаны с формированием высоконравственной личности.
Вайшешика — на раннем этапе развития эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы — шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы и многокачественны (17 качеств атомов). Из них и возникают различные одушевленные и неодушевленные предметы. Мир, хотя и состоит из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом кармы.
Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики. Ньяя исходит из освобождения как конечной цели человеческой жизни. По мнению представителей этой школы, условия и методы истинного познания как средства достижения освобождения могут быть определены с помощью логики и ее законов. Само же освобождение понимается как прекращение воздействия отрицательных факторов страдания.
Онтология индийской философии(учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты- космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет — до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии(учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания.
•"пракрити" — материальное сознание;
• "пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);
• "майя" — сознание сновидения, мираж.
Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения — в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.