УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА. ЕГО ОСНОВНЫЕ ИДЕИ.

Демокрит во многом исходил из идей Парменида. В частности, он признавал и лишь мысленное, логическое постижение бытия, и то, что бытие неделимо и неподвижно. Вместе с тем, стремясь преодолеть вышеназванное противоречие, Демокрит выдвинул и ряд отличных от Парменидовских утверждений, которые впоследствии оказались гениальными догадками.

1) Демокрит предположил, что существует небытие и это есть пустота.

2) Бытие состоит из дискретных элементов, каждый из которых неделим и неизменен. Такие дискретные элементы бытия Демокрит называл АТОМЫ. В учении Демокрита атомы качественно тождественны, они абсолютны, вечны, несотворимы и неуничтожимы, а также неделимы, неизменны. Атомы – это по сути есть субстанция. Кроме того, атомы объективны, материальны, т.е. несотворимы и неунитожимы. Атомы, находясь в пустоте сталкиваются, чем обусловлено постоянное, непрерывное их движение. Насколько вечны неуничтожимы атомы, настолько же вечно и неуничтожимо движение, в процессе которого атомы существуют. По сути, это первое утверждение о единстве и вечности субстанции и движения. В учении Демокрита атомы количественно различны: по форме, размерам, последовательности в своих взаимодействиях и сочетаниях. В процессе движения количественно различные атомы образуют многообразные сочетания (по количеству, конфигурации и т.д.), которые и представляют собой многообразные чувственно воспринимаемые вещи. Т.о. бытие лишь логически, умозрительно мыслимо, но тем не менее сочетания и многообразие сочетаний образуют различные вещи.

3) В учении Демокрита не только различные чувственно воспринимаемые вещи состоят из атомов, но из атомов состоит душа человека и все боги. Однако, атомы души, атомы, из которых состоят боги круглые, поэтому взаимодействия между ними эфемерны (неустойчивы). Демокрит первый выдвинул особый принцип философского мировоззренческого миропонимания, который получил название материалистического.

Материализм – концепция философского миропонимания, а также направления в философии, согласно которому первична материя, природа и вторичен дух, душа, сознание, боги и т.д. Первичное – это то, что вечно и порождает вторичное. Между первичным и вторичным отношение порождения.

В учении Демокрита это заключалось в том, что душа, боги, т.е. духовное, порождены, образованы атомами как материальным. В дальнейшем материалистический принцип миропонимания сохранился в учениях других философов. Демокрит рассматривается как родоначальник материализма в философии (линия Демокрита в философии).

В середине и начале 5 века до н.э. происходят заметные изменения в хозяйственной жизни городов. В связ с ростом городов-полисов происходит усложнение политической, государственной жизни. В связи с этим распространение приобретает образование, которое было призвано подготовить свободных граждан к участию в различных видах деятельности.

В связи с этой материальной потребностью, в древнегреческом обществе появляются люди, которые специализировались на обучении других людей, на передаче знания другим людям. Такие люди называли себя мудрецами (софистами). Софисты за соответствующую плату обучали учеников умению убедить других в правильности своей точки зрения. Особенно наглядно эта практика софистов обнаружилась при подготовке адвокатов. Под эту практику софисты подводили и определенные идеи. Суть: наиболее полно эти идеи изложены в учении Протагора. Во-первых, все в мире изменяется и вещи по основе своей противоречивы. Поскольку все вещи противоречивы и изменчивы, постольку о каждой вещи можно высказать 2 противоположных суждения – все зависит от того, на какие из противоположных свойств вещи обратит внимание человек, каковы цели и интересы человека.

 

Лекция №5

Протагор опирался на мнение Гераклита о том, что все вещи противоречивы, сочетают в себе противоположные свойства, а потому об одной и той же вещи можно сделать противоположные суждения. Одно опирается на одни свойства вещи, другое – на другие. Кроме того, все вещи изменчивы, изменчивы условия, в которых они существуют, сами люди постоянно меняются, а потому любое суждение о вещах условно, изменчиво, субъективно. Об одной и той же вещи разные люди могут судить противоположным образом в зависимости от того, как человеку выгоднее, в чем он заинтересован. Исходя из таких рассуждений, Протагор выдвинул принцип: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих – что они не существуют». Именно человек в зависимости от своих интересов, выгоды «измеряет» вещи, определяет то, какой она существует. Т.о. общезначимой объективной истины нет.

Практика и идеи софистов подчеркнули то обстоятельство, что мышление человека, оперирование понятиями в процессе мышления не может и не должно быть произвольным, субъективным. Оно, видимо, подчиняется определенным законам, которые и гарантируют не субъективность, а объективную истинность знаний. Позднее в античной философии такой подход получил развитие и в учении Аристотеля впервые были сформулированы законы формальной логики.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)

Платон (427 – 347 гг. до н.э.)

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)

Именно в учениях классической античной философии были достигнуты наиболее существенные ее идеи. Существенное место в развитии античной философии занимает учение Сократа. С его учением связан принципиальный поворот в развитии античной философии: Сократ обосновал идею о том, что центральной проблемой философии является проблема человека. Если до Сократа разрабатывали натурфилософию (учения о природе, космосе), то начиная с Сократа философия изучает природу для того, чтобы полнее раскрыть, исследовать проблему человека.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ УЧЕНИЯ СОКРАТА

Какого-либо текста, содержащего учение, Сократ не оставил. Об идеях Сократа судят главным образом по тому, как они изложены в произведениях его ученика Платона. Вступая с различными людьми в беседу, Сократ стремился к тому, чтобы человек попытался выразить свои мысли, показать свои знания по тому или иному вопросу.

1) Сократ исходил из того, что мышление человека, как его важнейшее качество, имеет диалогичную природу, т.е. человек мыслит и получает новые знания тогда, когда он пытается ответить на вопрос либо заданный другим, либо поставленный самим собой. Поэтому для того, чтобы получить новые знания, человек должен использовать метод диалога. В процессе диалога сталкиваются противоположные точки зрения, мнения, аргументы и в споре рождается истина. Если Гераклит выявил универсальную противоречивость вещей природы, то Сократ выявил противоречивость мышления, которая проявляется в диалоге.

2) Сократ подчеркивал, что для человека важно не просто усвоить знания, но гораздо важнее уметь самостоятельно получать новые знания. Поэтому Сократ и указывал, что человек всегда должен отдавать себе отчет в собственном незнании и стремится к самостоятельному получению новых знаний, а для этого человек должен прежде всего не природу познавать, а способности собственного мышления. Всвязи с этим Сократ выдвинул тезис: «Познай самого себя».

3) Стремясь к новому знанию в процессе диалога, человек должен это новое знание уметь выразить в форме понятия. Сократ – первый мыслитель, который показал роль понятия как универсальной основной фундаментальной формы выражения знаний. Поэтому получение нового знания – по сути есть умение строго определить соответствующие понятия. Позднее ученик Сократа Платон показал, что понятие выражает общие существенные признаки некоторого класса вещей, а ученик Платона Аристотель сформулировал те логические требования, правила, которые необходимо соблюдать при определении понятий.

Дальнейшее развитие идеи Сократа получили в учении Платона.

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА

Открыл философскую школу, которую назвал АКАДЕМИЕЙ. Идеи Платона изложены в его произведениях, которых более 30. Все произведения написаны в форме диалога, причем, как правило, во всех диалогах одно из участвующих лиц – Сократ. Пример: «Теэтет», «Тимей» (космология Платона), «Парменид», «Федон» (учение о душе), «Государство» (социально-политические идеи Платона, типология государства).

Центральной проблемой в учении Платона является проблема познания. Именно ей посвящен диалог «Теэтет». Платон, анализируя процесс познания, подчеркивает, что наряду с мнением существуют и вечные неизменные истины и прежде всего математические. Всвязи с этим Платон ставит вопрос: «какой же источник этого истинного знания?». Единственным источником такого знания может быть только мышление. Человек обладает способностью непосредственно, т.е. минуя чувственное восприятие, иметь понятия, суждения о сущности вещей, непосредственно логически постигать общую сущность того или иного класса вещей. Стремясь объяснить эту логическую познавательную способность человека, Платон развивает свои учения об идеях и душе и формулирует особый философский способ миропонимания, получивший название «ИДЕАЛИЗМ». Суть: поскольку человек непосредственно разумом постигает сущность вещей, и она выражена в форме понятия, постольку, полагает Платон, эта сущность как нематериальная существует в виде идеи, которая предшествует чувственно воспринимаемым вещам. Всему многообразию чувственно воспринимаемых вещей мира соответствует многообразие идей. Идеи образуют собственный идеальный мир. Идеи нематериальны, вечны, неизменны. Каждая вещь чувственно воспринимаемого мира существует только потому, что в мире идей имеется соответствующее этой вещи идея. Идеи предшествуют миру чувственно воспринимаемых вещей, определяют, порождают их. Первичны духовные сущности – идеи, вторичны материальные чувственно воспринимаемые – вещи. Принцип философского миропонимания и соответствующее ему философское направление, признающее первичность духовного, идеального, сознания и вторичность материи, природы, называется идеализмом.

Платон считается родоначальником линии идеализма в философии.

Платон полагал, что душа человека бессмертна, проста, вечна, нематериальна. Души изначально обитают в мире идей (в идеальном духовном мире). С рождением человека душа попадает в его тело (темницу души) и, став душой отдельного человека, душа «забывает» все то многообразное знание об идеях, которое она получила пребывая в мире идей. Когда человек в процессе жизни сталкивается с конкретным предметом, то под влиянием чувственного восприятия этого предмета, душа «вспоминает» уже имеющееся у нее знание о сущности этого предмета. Чувственное восприятие знания не дает. Таким образом, человек и обнаруживает в своем разуме знание об определенной сущности вещей, выраженное в понятиях. Такое учение о познании обычно называют «ТЕОРИЯ ПРИПОМИНАНИЯ». Также как Парменид и Сократ, Платон является представителем рационализма в философии: он признает только логический источник знаний. Т.о. Платон следует принципу Сократа – «Познай самого себя», т.е. познай в собственном разуме имеющиеся уже там знания о сущности вещей.

Какую роль в учении Платона о познании выполняют идеи?

1. Идеи составляют сущность материальных вещей. Каждая материальная вещь есть единство материи и идеи, причем определяющая роль принадлежит идее.

2. Идеи – причины существования вещей.

3. Идеи – идеал, т.е. тот совершенный образ вещи, который задан идеей и к которому стремится вещь в процессе ее развития.

4. Как идея, существующая в разуме человека, она есть в понятии.

Учение Платона об идеях вызывало критическое отношение и его современников, и его ученика Аристотеля. Надо отметить, что и сам Платон признавал определенную уязвимость своей концепции идеи. Платон полагал, что в мире идей они определенным образом организованы и подчинены высшей идеи – благу. Именно божественная идея Блага освещает весь мир идей, придавая ему истинность, красоту, совершенство.

Как объяснить заблуждения?

В мире существует зло (фундаментальная проблема, которая идет от Платона через всю историю философии). Платон определенным образом отвечает на этот вопрос: чувственный мир – единство идей и материи. Если человек руководствуется знанием сущности (разумом), у него нет заблуждений и в его действиях нет зла. Человек, который руководствуется разумом, истинным знанием, всегда совершает добро. Этот принцип этического рационализма характерен и для Сократа, и для Платона. Если же человек руководствуется не разумом, а чувствами, мнениями, он впадает в заблуждение и зло.

 

Лекция №

Основные идеи фил. Учения Аристотеля.

Нельзя отнести ни к материализму, ни к идеализму.

Аристотель занимает особое место, тк в учении Аристотеля систематизированы основные идеи древнегреческой философии, получили дальнейшее развитие ее основные проблемы. Учение Аристотеля это вершина достижений античной философии. В отличии от своих предшественников Аристотель был ученым-энциклопедистом. Им написан ряд работ, посвященный проблемам физики, политики, экономики и тд.

Учение Аристотеля оказало существенное воздействие на западноевропейскую философию и заложило фундамент средневековой философии. Аристотель родился в городе Стагиры. Учение Аристотеля включает все основные разделы философского знания. То наиболее развитая философия. Затронуты проблемы бытия, познания, этические, о человеке.

В качестве основных работ можно назвать:

-Органон(орудие)-работа о логике, законах логики

-Метафизика

-О душе

-Политика

-Экономика

Аристотель первым попытался классифицировать знания. Он разделял науки на:

1.Практические

2. Творческие

3. Теоретические а) знания о самостоятельном и подвижном-физика б)знание о неподвижном, но несамостоятельном-математика в)знание о самостоятельном и неподвижном-философия-наиболее ценное

В такой классификации Аристотель отрывает математику от физики. Только в новое время устанавливается тесная связь физики и математики +в такой классификации отсутствует логика, в то время как она присутствует в каждом виде знания.

Определив философию как науку о бытии Аристотель подчеркивал, что главная задача философии -выяснить причины бытия. Говоря о бытии, Аристотель имел в виду бытие чувственно воспринимаемого мира. Хотя Аристотель во многом исходил из идей Платона - некоторые его идеи Аристотель не принимал, например учение об идеях. ( Во-первых, признание мира идей отрывает идеи-сущности от самих чувственно воспринимаемых идей. Это приводит к удвоению мира. Во-вторых, учение об идеях никак не объясняет, почему вещи находятся в движении). Платон мне друг, но истина дороже. Поддерживал многие идеи Платона и Сократа. Подчеркивал, что Платон ввел понятие сущности как общего для некоторого класса вещей, подчеркнул самостоятельность сущности, и то, что сущность как общее в вещах, выражается в понятиях.

 

Аристотель выделил 4 причины, которые объясняют, почему существует реально воспринимаемый мир

1. Сущностная (формальная)

2. Материальная

3. Движущая

4. Целевая

Аристотель исходит из того что любая чувственно воспринимаемая вещь существует благодаря сущности, тк сущность определяет самостоятельность любой вещи. Определяет качество отличие вещи от любой другой. В след за Сократом и Платоном Аристотель признает, что сущность-это то, что является общим для некоторого класса вещей. Сущность только логически познаваема и выражена в понятии. Также как Сократ Аристотель особое внимание уделяет определению ПОНЯТИЮ (знание о сущности). Именно Аристотель впервые вводит родовидовое определение понятия.

Сущность-это наименьшая степень общности для некоторого класса вещей. Именно эта степень общности представляет собой видовые признаки определенного класса вещей. Эти признаки и должны быть выражены в определении понятия. Вместе с тем в определении понятия должен быть указан и ближайший род как более высокая степень общности, как более высокая степень общности как класса предметов.

Кроме требования указать род и видовые признаки правило определения понятий включает и другие требования, в частности нельзя определять понятия через сравнения, нельзя чтобы в определении была тавтология, нельзя определять через предмет.

Через определение понятия раскрывается его содержание. Понятие также имеет объем. Чем шире объем-тем беднее содержание. Чем уже объем-тем шире содержание.

Помимо сущности любой чувственно воспринимаемы предмет имеет и другую причину, которую Аристотель называет материальной. Материальна причина - это то из чего образован предмет. Аристотель вводит понятие «первая материя» и «последняя материя». Последняя материя-конкретный материал, из которого образованы вещи. Первая материя-мысленно постигаемый принцип объективного материального существования, лишена формы, вечна и непознаваема.

Учение Аристотеля: материя пассивна, инертна. Активная роль в порождении вещей принадлежит сущности: именно сущность оформляет материю (материал), благодаря чему и возникают различные вещи. Поэтому, объясняя возникновение и существование различных вещей Аристотель рассматривает 2 понятия - материя и форма (сущность). Материя-это лишь возможность многообразных вещей. Эта возможность становится действительностью благодаря активности формы. Материя-возможность, форма-действительность. Сущность формы по природе активна и определяет становление движение, развитие вещи. Форма-это движущая причина. Сущность формы заключает в себе и то совершенство вещи, ту цель, к которой направлено движение и развитие речи, те сущность выступает и как целевая причина. Т.о. Аристотель , говор о причинах бытия чувственно воспринимаемого мира, указывает 2 причины: 1. Материальная 2.Движущая-сущностная-целевая. В учении Аристотеля материя вечна, хотя и не познаваема, поскольку не имеет формы. Сущность нематериальна, но она познаваема, а знания выражены в форме понятия. Существует иерархия, в которой имеет место переход от одной общности к более высокой. Иерархия сущности существует в разуме. Бог-универсальный разум, именно в его разуме заключена вся иерархия форм. Каждый предмет имеет причину движения. Восходя по цепочке причин мы логически причем к первопричине, которая является причиной самой себя. Бог-первопричина и перводвигатель и источник всех форм. При этом Аристотель имеет в виду «философского» бога, т.е. не личностного бога, как в религии. В учении Аристотеля содержатся определенные учения о душе. Душа рассматривается как сущность-форма естественных тел, способных обладать жизнью. Аристотель выделяет 3 вида души:

1. Растительная

2. Животная

3. Разумная

Разумная душа в отличии от других обитает в теле, но с ним не связана. После смерти разумная душа соединяется с мировым разумом. Человек обладает всеми тремя видами души. В философии Аристотеля присутствует определенная концепция познания, которая близка к «Теории припоминания» Платона. Аристотель полагал, что душа обладает всеми знаниями о сущности вещей, и припоминает.

Важное место в учении Аристотеля занимает Этика. В этических идеях Аристотель исходит из того, что человек разумное и свободное существо, хотя по природе своей человек потенциально добродетелен, тем не менее добродетельность автоматически не реализуется в поведении человека. Добродетельное поведение есть результат определенного воспитания и образования, а также усилий разумной воли. Для того, чтобы быть добродетельным, человек усилием разумной воли должен следовать определенным принципам поведения, и важнейшим из них является принцип умеренности, соразмерности, гармонии :ни в чем и нигде сверх меры, никаких крайностей. Умеренность-золотая середина.

В учении Аристотеля свобода человека определяется его разумом, это то, что человек совершает добровольно. Т Е Свобода человека-в разумной воле.

Исходя из учения о сущности и душе Аристотель признавал, что в душе человека, как в его сущности, уже заложена благая цель. Чтобы реализовать эту цель человек должен участвовать в различных видах деятельности, однако не всякая деятельность реализует заложенную в человеке благую цель. Деятельность должна быть выполняема максимально лучшим способом и должна быть самоценной, те ценной сама по себе. Одним из первых увидел соотношение цели и средства.

Также как и в учении Платона в учении Аристотеля разрабатываются социально-политические проблемы: природа государства, принципы организации государства, анализ достоинств и недостатков различных типов государства. Аристотель выделял государства правильные и неправильные. Критерий их различия-это забота о благе граждан и государства, защита граждан.

Правильное Неправильное
1. Монархия 2. Аристократия 3. Республика   1. Тирания 2. Олигархия. 3. Охлократия

Именно Аристотель впервые поставил вопрос о том, что такое истинное знание. Истина-это знание, которое по своему содержанию соответствует познаваемым предметам. Такая концепция истины получила название классической (или корреспондентской).

Конец творчества Аристотеля приходится на новую историческую эпоху в развитии древней Греции-это эпоха эллинизма , для которой характерно то, что прекращается независимое политическое существование полисов.

 

 

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

1. Эпикур (341-270 г до нэ)

2. Стоицизм

3. Скептицизм

Указанные учения в древнегреческой философии и в римской.

 

Практика:

Философия как система включает различные элементы-составные части: учение о бытии (о субстанции, существенных свойствах)-онтология. Учение о познании-об истине-гносиолоогия. Учении о мышлении (формы и законы мышления)-логика. Эстетика-учение о прекрасном и безобразном. Философское учение о человеке-философская антропология. Философское учение о ценностях-аксиология.

Вопрос об отношении материи и сознания называется ОСНОВНЫМ ВОПРОСОМ ФИЛОСОФИИ. Этот вопрос имеет 2 стороны:

1 СТОРОНА ОВФ

-вопрос о том, что первично, а что вторично-материя или сознание?? В зависимости от ответа 2 школы философии: материализм и идеализм. 2 вида идеализма :

1.объективный идеализм (в качестве первичного-духовное, существующее независимо от человека, объективный идеализм-учение Платона)

2. Субъективный (духовное идеальное начало зависит от человека-воля-те первоначало зависит от субъекта).

2 СТОРОНА ОВФ

Вопрос о том как наше знание о мире относится к миру: соответствуют они этому миру или нет. По сути это вопрос о познаваемости мира: если знания соответствуют окружающему миру, то они истинны и мир познаваем человеком. Если знания не соответствуют положению дел, значит мир непознаваем человеком. Большей частью философские учения (и материалистические и идеалистические) признают познаваемость мира, хотя сам процесс познания истолковывают по-разному. Вместе с тем в философии есть учения которые утверждают принципиальную непознаваемость мира. Такое философское течение- агностицизм