ТЕМА №2. Античная философия

Основные представители философии на данном этапе ее развития.

Основные идеи как результат разработки этих проблем

Основные проблемы философии на данном этапе ее развития

Характерные черты этого этапа развития философии

Культурно-исторические условия развития философии на определенном ее этапе

В историческом развитии философии выделяют следующие исторические этапы ее развития:

1. Античная философия (конец 7 в до н.э. – 3 в)

2. Средневековая философия (II – III вв – XIV в)

3. Философия Эпохи Возрождения (конец 14 – 16 века)

4. Философия Нового времени, в которой обычно различаются: философия 17 века, философия 18 века, классическая немецкая философия конца 18 – первой половины 19 века, марксистская философия (середина – вторая половина 19 века)

5. Русская философия 19 – начала 20 вв

6. Западноевропейская философия конца 19 – начала 20 вв.

1) Культурно-исторические условия античной философии. Ее характерные черты, основные этапы развития.

Античная философия возникает на рубеже 7-6 веков до н.э. в Древней Греции. Возникновение и развитие древнегреческой философии было обусловлено, а хотя и опосредовано общей исторической ситуацией в Древней Греции в этот период. В Период с 9 по 7 века происходит подъем хозяйственно-экономической деятельности, в значительной мере связанный с все более применением орудий, с развитием мореплавания, колонизацией земель по средиземноморскому побережью, развитием и более широким применением рабского труда и другими факторами, которые в конечном счете способствовали развитию торговли, ремесел, усилению древнегреческих городов – полисов.

Развитие различных видов деятельности, усиление культурных связей Древней Греции с другими странами приводило к социальному расслоению древнегреческого общества, следовательно, к усложнению его социальной структуры, правовых отношении, к развитию политических институтов. Среди многообразных исторических факторов, так или иначе влиявших на возникновение античной философии, существенную роль в этом процессе сыграли 3 фактора:

1) Усложнение хозяйственно-экономической деятельности, развитие различных видов деятельности неизбежно привело к общественному разделению труда – отделению умственного труда от физического. Относительное обособление умственного труда способствовало специализации, а следовательно, повышению эффективности духовно-познавательной деятельности, а также в постепенном формировании определенной социальной группы, представители которой занимались именно духовно-познавательной деятельностью, совершенствовали методы, формы, средства этой деятельности. Именно этим в значительной мере объяснялось и развитие античной культуры.

2) Развитие хозяйственно-экономической деятельности, ремесел, мореплавания и судостроения и прочие виды деятельности требовали выработки, накопления многообразных предметных знаний (физических, астрономических, медицинских, правовых) однако, существовавший в этот период (7 век до н.э.), способ миропонимания и познания – мифологический в принципе исключал возможность получения предметных знаний. Суть мифологического способа миропонимания – персонификация предметов, сил в природе, наделение их теми свойствами, которые характерны для человека или социальных явлений в социуме (антропоморфизм). Такой подход исключал возможность предметных знаний. Иначе говоря, возникло противоречие между с одной стороны – объективной социальной потребностью в разнообразных предметных знаниях и с другой стороны – мифологической мировоззренческой установкой, в принципе исключающей получение таких знаний. Стремление преодолеть это противоречие сделать возможным получение этих знаний привело к формированию и развитию новой мировоззренческой установки, ориентирующей на познание сущности, причин самих природных явлений, вещей. Такая новая мировоззренческая установка и означала возникновение философии. Непосредственной предпосылкой было именно это противоречие.

Лекция №3

По мере накопления предметных знаний, которые являлись результатом и познавательной деятельности и обыденного опыта древних греков, а также результатом культурных заимствований (астрономических, медицинских знаний) приводило к совершенствованию форм мыслительной познавательной деятельности, развитию логических познавательных методов. Результатом этого процесса явилась рационализация античного мышления. Именно это и явилось важной предпосылкой развития античной философии как системы логического знания. Процесс рационализации с одной стороны представлял собой совершенствование методов, форм логической познавательной деятельности на основе накопления и обобщения знаний, с другой стороны, этот процесс заключался в постоянном преодолении, вытеснении элементов мифологии.

3) Фактор социально-политического характера (развитие рабовладельческой демократии) Греческая рабовладельческая демократия предполагала участие свободных граждан в решении различных общественных вопросов. Это в свою очередь содействовало возрастанию индивидуально-личностного начала в общественной жизни, в культуре Древней Греции. Кроме того, это обстоятельство предъявляло и определенные требования к подготовке свободных граждан: умению участвовать в полемике, споре, обосновывать свою точку зрения и т.д. Возрастание индивидуально-личностного начала предполагало и способствовало развитию системы образования. Развитие образования приводило и к возникновению определенной социальной группы в обществе, представители которой профессионально занимались обобщением знаний, распространением этих знаний, что также содействовало рационализации античного мышления, создавало условия для свободного духовного творчества, что явилось важным условием для возникновения многообразных античных философских учений. Без определенной свободы возникновение и развитие философии было бы невозможно.

Характерные черты античной философии:

1) Античная философия, особенно ее ранние учения, возникают как результат непосредственного чувственного созерцания действительности. Именно поэтому в античных философских учениях значительное место занимают различного рода предположения, догадки, отсутствие развитых методов теоретического познания и приводило к тому, что философские знания о мире приобретались именно в процессе наблюдения.

2) Античная философия представляет собой изначально нерасчлененное знание, которое включало зачатки самых разнообразных видов знаний (и мировоззренческого, и социально-политического, и художественно-эстетического знания, и зачатки научного знания). Античные философы в этом отношении были универсально развитыми мыслителями, которые занимались в различных сферах познавательной деятельности и именно их усилиями достигалось нерасчлененное знание.

3) Для древнегреческой философии характерно многообразие учений, в которых были сформулированы основные проблемы философии, с разработкой которых и связана вся последующая история философской жизни. Поэтому античную философию можно рассматривать как зародыш всех разнообразных проблем, течений философии.

4) В античной философии сформировался особый способ философского (мировоззренческого) миропонимания, который получил название «КОСМОЦЕНТРИЗМ». Суть его заключается в том, что центральное место в античных философских учениях занимает представление о космосе. Космос рассматривался как окружающий человека мир, который возник из хаоса, характерной чертой космоса являтся его упорядоченность, которая проявляется, прежде всего, в его гармонии, его соразмерности. И в различных античных философских учениях рассматривается и качественные и количественные, статические и динамические соразмерности космоса. Космос есть единое целое, обусловленное универсальным законом соразмерности.

Идея соразмерности, как определяющая в понимании мира и жизни человека присутствовала уже в повседневном, обыденном, морально-нравственном опыте греков и эта идея была выражена в идеях 7 греческих мудрецов (одним из них был родоначальник древнегреческой философии Фалес). Именно из Древней Греции идея соразмерности пришла и в античный космоцентризм.

Идея целостности мира присутствовала и в учениях древнегреческой мифологии, которая была выражена в учении Гомера, Гесиона.

В античном космоцентризме мир рассматривался как макрокосм, человек – как микрокосм. Т.е. бытие человека устроено также и подчиняется тем же законам, что и бытие мира. В учении древнегреческих философов человек выступает как частица космоса и наиболее совершенное отношение человека и мира – это есть его гармоническое соразмерное единство с миром.

В истории античной философии различают 3 основных периода:

1) Досократовский период (6 в до н.э. – середина 5).

· Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

· Пифагор

· Гераклит

· Парменид, Зенон

· Демокрит

2) Классический период (середина 5 в до н.э. – 4 век до н.э.)

· Сократ

· Платон

· Аристотель

3) Эллинистический период (3 век до н.э. – 3 век)

· Эпикур

· Стоики

· Скептики