Философия постмодерна
Герменевтическая философия
Герменевтика – (бог Гермес – посредник между миром людей и миром богов) учение об интерпретации, толковании.
В античности и средневековье был термин «Экзегеза», «экзегетика»; экзегетическая практика – толкование писаний каких-то мыслителей.
Наиболее яркие представители: Шлейемахер, Дильтей, Гадамер, Рикёр.
Интерпретация начинается там и тогда, когда имеют место ложное толкование и ложное понимание.
Это направление, которые переосмысливает все критические основания философии. То есть, то, что было ценностным для философии, философия постмодерна рассматривает как нечто второстепенное. Это период деконструкции: деконструкции подвергается онтологоцентризм европейской культуры.
Возникает в 60е годы 20го века, родина – Франция. Наиболее яркие представители: Деррида, Делёз, Фуко.
Основные идеи:
31.10.2011
Лекция 9 «Русская философия»
Среди ученых нет однозначного мнения о периодизации русской философии. Одни говорят, что она началась со времен Русской Правды (9век). Другие – что в 19м веке, что было связано с Чаадаевым.
Основные черты и особенности.
° Ученический характер русской философии. Являясь достаточно поздним образованием, русская философия училась у западной, причем философы не считали это постыдным. В основном учились в Германии, часто ссылались на немецких философов.
° Внесистематический характер. В русской философии практически не встречаются системы. Единственный мыслитель-системщик – Владимир Сергеевич Соловьев. Система Соловьева называется «Всеединство». Его точка зрения: весь мир – единое целое, в котором все части взаимосвязаны. Он выделяет несколько царств: неорганическое, органическое и социальное (растений, животных, минералов, людей, царство Бога и т.д.). Понять мир как целое возможно только целостным знанием. 3 основных вида знания: научное, философское и религиозное. Для Соловьева Гегель был философом, на которого он ровнялся.
° Нравственно-религиозный характер. Под влиянием Европы в Россию входит в моду вульгарный материализм – упрощенный материализм, который извращает суть материалистической концепции; представители - Фокт, Молишот. Весь мир – только материя, сознание также материально, оно – выделение мозга. То есть, нет таких понятий, как дух, материальность; все духовные сферы воспринимались как фантазии. Мыслители, которые стремились к соединению христианства: Лейбниц, В.Соловьев. Мыслители, которые также пережили атеистический период: Бердяев.
° Антропоцентризм. Проблема человека была действительно центральной практически для всех русских философов.
° Социально-публицистическая направленность. Русские философы всегда активно участвовали во всех процессах, происходящих в обществе. Основная задача – быть практически востребованной.
° Историософический характер. Историософия – «учение о мудрости истории, о развитии истории». Главная проблема – смысл истории. Есть ли смысл в истории? Если да – то в чем он заключается, если нет – каковы последствия бессмысленности истории? «Смысл истории» Бердяева, Н.Трубецкого, Н.Лоцкого; книга с одним названием у многих авторов.
История русской философии.
Огромную роль в формировании русской мысли сыграл Чаадаев. Он выступал с критикой современности, в первую очередь самодержавия. Он хотел, чтобы Россия училась у Европы.
Свои взгляды он писал в Письмах. В знаменитом Пятом письме, опубликованном в журнале «Телескоп», произошел настоящий взрыв в обществе. Общество разделилось за западников и славянофилов. За такую критику общества Чаадаева провозгласили сумасшедшим. Он этого не выдержал, уехал в Лондон. Там он пишет «Апологию сумасшедшего»: Любовь к истине важнее любви к Родине. Вывод, который он сделал: история России учит нас тому, как нельзя жить.
Славянофилы: Хомяков, Киреевский, Аксаков.
Западники: Чечерин, Соловьев, Эрн.
Классическая русская философия начинает развиваться во второй половине 19века и ее пик – 1910е годы.
Основные фигуры: Соловьев, Н.Федеоров, Л.Шестов, П.Флоренский, Н.Бердяев, Н.Лосский, князья Трубецкие.
Концепция Николая Федорова.
Автор «Философии общего дела». Общее дело – победа над смертью в переносном и буквальном смысле. С его точки зрения современная культура – это культура, в которой господствует культ молодости, которая ориентирована только на молодых. Распалась связь времен. Он хотел, чтобы наука смогла воскрешать людей. Чтобы не было перенаселения, нужно осваивать космические пространства.
Бердяев был ярым противником Федорова. Он считал, что тот нарушает таинство смерти.
Круг интересов Бердяева сосредотачивался вокруг проблем истории, проблемы личности (он считал, что личность противопоставлена обществу, что общество мешает развитию личности).
Райан, говоря о мудром человеке, ссылается на Бердяева: Человек мудр, если 1) он является свободной личностью, 2) знает, как жить хорошо, 3) он живет хорошо, 4) то, что он живет хорошо, является следствием его знания, как жить хорошо.
После Октябрьской революции.
В 1922г 150 представителей русской интеллигенции были посажены на пароход в Берлин, высланы из страны. Большинство отказавшихся уехать было репрессировано. Например, Флоренский – «Русский Леонардо да Винчи». Его работа «Столп и утверждение истины».
Наиболее значимые фигуры советской философии: Мамардашвили, Ильенков, Гайденко, Лекторский, Зинченко.
В середине 1980х начинают публиковаться сочинения философов, ранее высланных на Запад.