Лекция. 05.12.2012.
Рене Декарт (картезий)отсюда картезианство – физика, геометрия.
Наука – новая философия. Декарт убежден, что нужно начинать с дедуктивного метода( от общего к частному). Главное правило Декарта! Нужно начинать с того, что наиболее очевидно и не подлежит сомнению.
Интеллектуальная интуиция –
2 правило Декарта! Сложную проблемы нужно разделить на составляющие проблемы и рассматривать их по отдельности. Декарт разлагает суждения!
3 правило: нужно начинать с простого потом к сложному
4 правило: энумерация – все, что есть по данной проблеме, не упустить ничего. Более полное привлечение к проблеме всего.
Есть корни (база) откуда рождаются другие науки – это философия!
Нужно посмотреть, как человек познает мир. В познании играют роль 3 основные инструмента: 1) врожденные идеи; 2) чувственное познание; 3) познание разума.
Наиболее актуальные – врожденное знание, мыслительная деятельность.
Декарт – рационалист!!!! Источником знания являются врожденная идея и мысль, инструментом познания также является разум (мысль). Критерием достоверности также выступает мысль.
Интуитивное не равно врожденному.
Сомнение – очень важная часть философии.
Основном принцип философии Декарта – я мыслю, следовательно существую!
Не отрицает существование Бога. Однако претендует на изучение природы.
Декарт- деистической позиции (Бог сотворил мир, но дальше все доступно для познания)
Дуализм – признаются два равноправных самостоятельных начала мира. Одно материальное (протяжение), второе – духовное (мышление)
Идеалистический рационализм нового время – мысль живет сама по себе, не имеет опора в опыте6 только врожденный опыт. Мысль чистая, не связана с материей.
Логическое доказательство существования Бога.Если люди мыслят о Боге, значит он есть.
Англия и Голландия. Джон Локк (Англия), Бенедикт Спиноза (Голландия) тревожит дуализм.
1)Локкразрабатывает материалистическую сенсуалистическую (разум недооценивают) теорию познания.
Абстракция имеет обоснование в опыте, в отличие от Декарта.
Опыт – это все то, с чем сталкивается человек на протяжении всей жизни.
Саморефлексия – внутренний
Простые идеи – основа любого опыта и рефлексии.
Учение о первичных и вторичных качествах.
Вторичные качества – субъективные качества.
Скорее всего в объекте есть некие свойства, которые так или иначе заставляют человека видеть предмет так, как он есть.
Познание основано на опыте.
Мысль человеческая. В разуме нет ничего, чего бы ранее не было бы в чувствах. Мы набрали информацию в опыте и только это можно переработать в разуме.
2)Спиноза«Этика»-основной труд. Очень любит математику. Монистическое материалистическое учение о субстанции – монестическая картина мира, стоит на позиции того, что одно начало должно быть материальным. Спиноза пантеист – Бог растворен во всем. Субстанция – некое начало, что присутствует везде, и природа, и Бог!!!! Вечна, неизменна, едина, единообразна, никто не нужен, чтобы ее создать.
Модусы – конечны, подвижны.
Девид Юм- Продолжатели эмпирической традиции в Англии.
Беркли был епископом. Главная задача философии – критика материализма, материи. Инструменты – сенсуализм Локка и номинализм. Все объекты носят чисто субъективный характер. Раз все субъективно, тогда Беркли идет дальше и думает, что мир может быть таким, каким мы его воспринимаем. Без меня нет никакого мира . Существовать – быть мною воспринятым.
Постулаты субъективного идеализма :1)Мир есть комплекс моих ощущений; 2) без субъекта нет объекта; 3) существовать-быть воспринятым.
Безбожники, материалисты – зло мира, следовательно, нужно ними бороться.
Солипсизм – крайняя позиция субъективного идеализма.
ЮМ -Убежден в том, что мир есть комплекс впечатлений-субъективный идеалист.
Юм субъективный идеализм!-индетерминист (привычные понятия – солнце встает каждый день-так понимать и так осмысливать-чисто субъективные суждения)-отрицают объективность причинно-следственных связей.
Познать-классифицировать свои собственные впечатления.
Кант – 1724 году в Кеннингсберге. 2 фактора: кризис сенсуализма (субъективный идеализм Беркли-мир есть комплекс моих ощущений, скептицизм Юма- мы не можем познать объективное основание всего)значение разума познавательной деятельности, бурно развивается наука (естествознание, зачатки физики).