Записки из мертвого дома.

Идея почвенничества,к-ю выработал в себе Достоевский в сибирской каторге и как это потом отзовется в его жизни и творчестве.

В декабре 59 Д после многих настоятельных просьб возвращается в Петербург. В самый ответсвенный и нгапряженный историч момент. Русское общество на кануне реформ. Остро встает вопрс о целях и средствах освобожднения крестьян. Происх раскол демократичч и либераьной тенденций. Демократич тенденцтию отстаивала группа литераторов, публицистов,к -е сплотились вокруг журнала современник,вокрук чернышевского и добролюбова. Они выдвинули программу революционнно-демократич жизни...в уничтожении самодержавного строя.т о само время конц 50 настоятельно трбовадл от Д идейного,оющественного,политического самоопределения. Д противпосталяет демократич и либеральным идеям свое выстраданное на каторге новое слово, слово о русской идее,о почве,на к-ю нужно вернуться усскому образованному меньшинтсву. Только в этом видится ему возможность обновления и духовного спасения.

 

Д открывает,что между выходцами двор класса и народом-пропасть и жить с этм нельзя,надо как-то преодолеть эту пропасть... кажется,конечно это тоже утопч идея,но он в нее свято поверил,чтобы преодолеть пропасть,нужно преодолеть ее,поверивши в то, во что верует народ. В накроде есть живая рева в христа. Главное и сокровенное в почвеничестве Д это вера в самородное золото,к-е залегает в родовых основаниях русского народного сознания.это по Д живущее в народе жажда нравственного совершенства,готовность подчинить соц интерес нравственному. Почва- это исход не только жля одних русских. Это присущий русскому человеку интстинкт общечеловечности. В этом инстинкте залог русской идеи,к-ю россия готова сказать миру. Считая рус идеал идеалом чеовечества д касотунар нравственности,рус нар правду объявляет высшей целью искусства. Эти произведения он и относит к вековечным образцам искусства.у пушкинавыражения идеала достигает худож полноты. Д наз Пушкина новым словом. Первым гением.

 

Достоевский и Омск: диалог через века. Омск 2011. 304с. 18-53.....

 

«Записки из Мертвого дома» изданы с огромным успехом после возвращения с каторги Рус мир 60-61. отдельное издание откносится к 1862. в творческом наследии Д Мертвый дом стоит особняком. Это не мемуары, это худож произведение. Почти документальная книга. На воспроизвонид подлинные факты подлинных персонажей. Уже современники считали книгу новаторской по тому месту,к-е заниммает и по своему искусству. Книга историко-рубежная. Подводит итог целому периоду:николаевский период русской истории. На смену приходит жэпоха либеральных надежд. Д создает эту рубеждую книгу,вернувшись в другую россию. Капитализация страны дает чувство личностного самосознания. Эта книга показывает,как сущность этого процесса проникает в народную толщу. Чувство личностного самосознания теперь развивается у людей всех сословий. Оваторство не только в темеи метариале,но и в способе создания новых худож форм освоения действительности русской переходной эпохи.Герцен полагает,что автор книги не осознавал,что писал. Это и очерк массового народного сознния обитателей острога,многие из обитателей становятся рассказчиками в этой книге. Эта книга духовных странствий,прозрений,обычного среднего русского человека(Горянчиков). Но эти прозрения,духовные странствия происх в ситуациях страшной каторге.

Вопрос о жанре остается спорным(Акелькина с 64-65).очерковая природа записок,худож мемпуары, документальный роман,особый жанр,к-й граничит с очерками и мемуарами, роман(по Щенникову). Очерковая повесть(акелькина), повесть(кожинов).

 

В мертвом доме развертывается эпич повествование не романного типа. Она осваивает не романное действие,а самый процес бытия в его развитии. Горянчиков открывает бытие народной жизни . Как нередко свойственно повести.движение худож смысла реализуется не столько в сюжете,а во взаимодействии различных субъектных сфер повествования. От горянчикова остались его записки,к-я попала в руки издателя. Множество вставных устных рассказов,отдельных истоий. Эпич развитие несет в себе черты установки,отражат общею жизнь каторги в мировосприятии Г,по мере его приобщения к народному способу видения мира и сознания.

 

Во взаимодействии различных сфер повествования читатель ощущает то новое сосояние рус жизни,в которой все пришлов движение. Эти изменивышиеся историч условия стимулируют процесс народного сознания. Расказ в рассказе — содержат способ проникновения в суть процессво,происходящих в дейтвительности. При этом Горянчиков становится рассказчиком со своим взглядом на мир. Это рассказ о России. Мертвый дом-это символ всей российской империи. Страны,где нет свободы. А без свободы всякая жизнь мертва. Это образная формула нзвания, оксюморон. Эта формула перекликается со многим предшевствующим,с символическим наименованием империи у чаадаева,россия-город мертвых. Тема мертвой действительности широко представлена в повестях одоевского (живой мертвец,бригадир). Эта оксюморонная формула и замысел сложно перекликается с замыслом поэмы гоголя «Мертвые души». Гоголь хотел убедить читателя,что всякая душа м б воскрешена дял живой жизни в россии. Замысел не был осуществлен..замысел был уникален.

 

В центре внимания Д- человек в остроге. Знакомство с человеком в остроге и приводит Г к пересмотру его взгляда на народ, находящийся в каторге. Весь народ выглядит тщеславым,озлобленным,вынужден жить годами бок о бок друг с другом. После первых впечатлений появляется надежда.сначала прекрасные человеч качества открываются в отдельных каторжниках. Кульминац моменогм в открытии нар жизни становится рождественский театр,представление,которое ими самими устроено с громадным энтузиазмом,ставят спектакль с азартом. В часы представления зрители и актеры живут по ссвоей воле. И отношения между каторжанами складываются по- новому. Относятся к Г как к ценителю и знатоку искусства.

Все эти люди грезят о свободе,для них свобода-высочайшая ценность.они живут 2ц мечтательной жизнью так в сознании автора начинает складываться концепция двойной жизни русского народа.жизни внешней,находящ в плену. Кандалы не снимались! Человек зараженный всеми болезнями несправедливой жизни. В народе есть внутренняя жизнь,которая рвется к свободе,братству. Это особое видение народа и легло в оснгование авторской идее почвеничества. Теория почвенничества выразила у Д мечту о сословном единении. Между народом и высшими классами. Опыт мертвого дома как бы подкреплял эту мечту,хотя были и сомнения.в конце книги глава- претензия. В финале сделан акцент на невозможности примирения бврина с мужиком,о мечта у автора об этом остается. В этом произведении не только была разработана концепция,но Д утверждает свой взгляд на самую природу человека, проволит мысль о чловеке универсальном. Человеку свойственна жажда жизни,редностная выносливость,неискоренимое чувство свободы,в человепке Д поражает безгрангичность человнч эгоизма,жестокость и зверство.чел таит в себе падения извращения. И морального обновления. Нравственного совершенствование. Свойство палача в зародыше находится в каждом современном человеке.но неравно развиваются зверинные св-ва человека. Зло и добро определяются и задатками натуры и условиями направляющими его развитие.

 

Пео достоевскому искусство это такая же потребность человека как есть и пить.

 

Зимние заметки о летних впечатлениях 1863.- сильнейшие впечатления о Европе. Идеалы революции не осуществились. Нет свободы,равенства и братства. Только человек способный на братство и являетя личностью! К концу пере периода после каторги в 64-65 Д преживает ряд потрясений. Умирают близкие люби: жена,брат, друг Апполон Григорьев. В 64 преодолевая это состояние, он публикует в воем журнале повесть «Записки из подполья».Предворяет цикл романов. Герой-подпольный индивидуалист. Объявляет свою натуру пробным камнем человеч истории. Свое хотение осознает как завкон человеч природы,который может быть противопостален все м законам,миру. Подпольный человек Д первый экзистенциалист в мировой культуре. На основе личных мироощущений приходит к абсурдности мира кака такового. Он отвергает и гегелевский верховный разум абслолют,руссаистскую веру в добрую природу человека. Учения чернышевского о разумном героизме,решающую роль разума в жизни человека. Человек руководствуется самовольным хотенрием,диким капризом,фантазией,раздраженной до сумасшествия. Иррациональная природа чеовека исключает надежду на реализацию идеалов всоц гармонии. Идеалист Д защищает идею личного произвола,хаоса человеч инстинктов и как следствие крайнюю разобщенность человека с миром(связь с романтизмом). Оригинальность Д как писателя,психолога в открытии целого ряда национальных пси хологич типов,никем не записанных.

 

Повесть «село степанчик и его обитатели»

гл герой Фома Опискин. Открывает тирп ханжи,лицемера и шута. 2 тип- фигураподпольного человека,характреная для большиства современных людей. Д впервые показал уродливые стороны человеч типа. Трагизм героя в сознании своей уродливости. Подпольный человек убежден что все таковы,а стало быть не стоит и исправляться! В психологич комплекс подполья входит постоянная готовность расплеваться ,забиться в свой идейный угол, не зависеть от других.не пускать в себя раскаяний и угрызений совести- это внутренняя каторга подпольного человека. Герой не выдерживает своего подполья.исторя его тоношений с падшей женщиной лизой. Психологическое поражение. Как оннесчаслив. Примечсательны в записках реминисцензии из гоголя и пушкина. Связь подпольного чело\века с русским байронич героем Сильвио и Печорин. Гл герой повести- идеолог,философ, отныне станет центральной фигурой романов Достоевского. Сюжетной коллизией как и в записках изподполья-будет эксперимент героя по своей идее.

Столкновение идеи подпольного человека с живой жизнью..