Не менее значительным симптомом возникновения нового государства- навкравий.

Лекция№3. Становление и развитие древнегреческой философии.

Две концепции развития

вопрос метафизики диалектики
1) един ли мир? Признается ли принцип всеобщей связи? Мир-набор разрозненных, не взаимосвязанных между собой предметов и явлений. Мир-единое целое, в котором все взаимосвязано.
2) что есть источник движения? Первотолчок или двигатель Источник движения внутри: борьба противоположных начал.
     
     

 

 

Античной философии принадлежит выдающаяся роль в эволюции человечества.

Феномен античной философии в истории философской мысли не является случайным. К жизни этого феномена Вызвало целый ряд экономических, социальных, политических процессов этой эпохи.

7-6 вв до нашей эрыв истории человечества формирование нового рабовладельческого общества и государства. Греческая философия стала тем мировоззрением, которая противостояла мифологическому представлению о мире и отражала интересы и запросы нового общественного порядка.

Существенные измененияпроисходили в гомеровскую эпоху.

В сфере экономикипроисходило разделение общественного труда, шел процесс имущественного расслоения общества. Земледельческий труд обособился от ремесленного, возникновение частного и индивидуального хозяйства, возникновение торговли, исчезновение царской власти, потеря веса народного собрания, утверждение олигархии знатных родов. Все это способствовало формированию и развитию греческих городов-государств, в которых рабский труд начал выполнять функцию обслуживания рынка.

Колонизация побережья Малой Азии. Изменился социальный статус человека.

В социальной сферена рубеже 7-6 вв до н э происходит первая социальная революция (переход от первообщинного к рабовладельческому) длится 200 лет, территория всего Эгейского моря. Формирование рабовладельческого государства!

Черты: конституционно закреплена частная собственность, двулично избранная власть, права граждан стали определяться не происхождением, а имущественным цензом.

Предпосылки мировоззренческого характера:личность начинает осознавать свою индивидуальность (процесс персонофикации человека), возникновение писаного права, распадается старая семья-исчезает кровная месть, в обществе и морали черты утилитаризмы (взгляд на мир упрощенный) и индивидуализма.

Несмотря на то, что греческая философия-отход от мифологического сознания, но первоначально истоки есть в мифологии.

«Теогония»-боги не вечны, боги рождаются, умирают, могут расти и сменять друг друга. Родословная богов.

Проблемы греческой философии:вся греческая философия носила космоцентрический характер ( космос – природа). Пытались разработать следующие философские категории – 1) космос; 2) бытие; 3) небытие; 4) субстанция; 5) логос; 6) благо, 7) душа;

1)возникновение и эволюции идеи первоначала Древней Греции. Первая Материалистическая школа Греции – милетская школа : Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Характерно: материализм в Греции, как и на Востоке развивался в тесной связи с зачатками конкретного знания о природе. Греческие философы испытатели. Так все представители милетской школы предпринимали попытки «научно» объяснить происхождение земли, солнца, звезд, животных и человека.

Греками были высказаны интересные соображения: о величине, форме небесных тел, причине солнечных затмений, количестве дней в году. Переход от мифа к логосу- достижение!

Милетскаяшкола- не расчлененное знания, которое складывалось из обще философских знаний о мире и высказываний о различных конкретных явлениях природы. Греки пытались решить проблемы единства и многообразия мира, в связи с чем в милетской школе началась разработка идеи первоначала (первоосновы) философии.- Одна из основных категорий антологических под названием «субстанция»-первоначала, первооснова.

РодоначальникФалес, многообразие вещей-проявление вечного материального начала- ВОДА!

Анаксимандр – ученик Фалеса, в отличие от Фалеса считал, что все происходит из апейрона – беспределен по величине и не определен по отношению ко всем состояниям материи, нечто, что является первоосновой мира. В учении о первооснове начинает говорить о противоположностях, ставит и пытается решить единого и многого. В апейроне заключены противоположности, взаимодействие порождает выделение, появляются миры.

Анаксимен – вопросы о происхождении космоса, животного мира, человека. Первый выдвинул требования рассматривать природу в историческом развитии. В качестве первоосновы – воздух, существуют противоположности. Происхождение – испарение влаги под солнцем. Попытался расположить планеты и измерить между ними расстояние. Наиболее близко расположенная к солнцу планета Земля.

В конце 6-5 вв д н э существенный вклад в развитие учения внес Гераклит. Ценность: идею материальности мира он дополнил идеей его движения и изменения, как необходимым и закономерном процессе. Основой всего сущего – ОГОНЬ! Мир и космос- бесконечное изменение огня, как его материального первоначала. Отрицает божественное вмешательство в судьбы мира, выступает с позиции детерминизма (признание наличия причинно-следственных связей).

Особый элемент: учение о текучести вещей. Пытается решить проблему раздвоения единого и познания противоречивых частей. Космос – внутренний противоречивый поток, который создает все существующее, однако не случайно, а на основе всеобщего закона необходимости – логос. Родоначальник наивной стихийной диалектики (бесконечная изменчивость и развитие мира). Есть причины изменений- борьба противоположных начал. Диалектические противоположности.

Лекция. Если Гераклит стремился создать картину постоянно изменчивого мира, то представители Элейской школы, формируя философское учение о бытии, ставят и пытаются решить противоположную задачу, а именно: доказать, что гармония мира заключается в его единстве и неизменности. В центре философского учения стоит также идея единства мира.

Ксенофан. Коренное отличие Ксенофана от натурфилософов ионейских заключается в том, что он пытается вывести все многообразие мира из вечного бытия, которое как раз является неизменным и необычным. Ксенофан убежден, что боги-это продукт деятельности человека.

Центральная проблема Элейской школы – проблема бытия и становления единого и многого сущности явления.

Зенон- апории (очень много)

1) Ахил и черепаха. Пока Ахил придет в пункт Б, черепаха уже уйдет из этого места, когда Ахил придет в пункт С, черепаха уже оттуда уйдет.

2) Стрела. Вам кажется, что стрела летит. Стрела только меняет место в пространстве.

Зенон пытался доказать, что мир неизменен. Он из движения убирает движение. Рассматривает явления в состоянии «покоя».

Элейская школа: материалисты (вода и земля), абстрагироваться от конкретики. Бытие – то, что существует.

Плюралистические картины мира – множество начал мира. Демокрит, Эпикур, Левкипп.

Демокрит – атом (неделимый). У мира есть некая первооснова, из которой все складывается. Бытие и небытие (пустота). Продолжает учение о субстанции. В мире все жестко определено. Детерминист – признает в мире существование объективно причинно-следственной связи, нет случайностей. Фатализм – все заранее обусловлено (неизбежно). Душа – это не нечто, противоположное материи, она тоже материальна, состоит из атомов.