Вопрос. Реализация права.

15.11.2011

Вопрос. Противостояние эмпиризма и рационализма в теории познания

Фрэнсис Бэкон. Его учение состоит из критической и позитивной частей.

В критической части Бэкон (материалист) выступил против Пифагора и Платона, поскольку их учение – это идеализм. Бэкон отверг схоластику. Предъявил 3 обвинения: 1. Схоластика мешает познанию природы 2. Схоластика бесполезна в практическом смысле 3. Она слишком абстрактна и оторвана от действительности. Бэкон выступил также против Аристотеля. Аристотель в трактате «Органон» (греч – метод) утверждал, что подлинно научный метод – дедукция. Бэкон в работе «Новый органон» выдвинул теории индукции. Бэкон разработал учение об идолах или заблуждениях ума.

4 идола:

1. Идол рода. Смысл: человек приписывает вещам свои впечатления о них.

2. Идол пещеры. Смысл: люди смотрят на мир слишком субъективно (каждый из своей пещеры). Это выражается в том, что миру приписываются несвойственные ему характеристики.

Эти идолы являются прирожденными для человека ( они естественны в каком-то смысле). А остальные два – приобретенные и от них надо избавиться в 1ую очередь.

3. Идол площади (рынка). Смысл: люди неправильно пользуются словами, не понимая их смысла.

4. Идол театра. Смысл: люди усвоили чужие мнения и слепо им следуют.

 

 

Джон Локк был противником учения Декарта. По мнению Локка «разум – это чистая доска», на которую опыт наносит письмена. Главная идея сенсуализма: «нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в ощущении». По мнению Локка опыт бывает внешний и внутренний. Внешний возникает при воздействии материального мира на органы чувств, этот опыт является первичным. Его результат: простые идеи о вещах. Эти идеи делятся на 2 группы:

1. идеи первичных качеств вещи. Смысл в том, что они присущи самим вещам (масса, плотность, объем)

2. идеи вторичных качеств вещи. Они зависят от нашего восприятия вещи (цвет, вкус, запах)

внутренний опыт состоит в деятельности мышления и Локк особо подчеркивал тот момент, что мышление опирается только на показания органов чувств. Исходя из этого: внутренний опыт без внешнего невозможен. Мышление из простых идей строит сложные тремя путями:

1. соединение

2. сопоставление

3. абстрагирование . Мышление у большого класса объектов выделяет общее и фиксирует его в виде понятия (три предмета: шар, куб, пирамида – геометрическое тело).

В то же время Локк полагал, что у разума (мышления) есть спонтанная сила, независимая от ощущений.

По мнению Локка имеется 3 вида знания:

1. чувственное знание наименее достоверно

2. демонстративное, т.е. размышления (внутренний опыт)

3. интуитивное знания (высшая форма) – непосредственное усмотрение истины.

В учении об обществе Гоббс и Локк были сторонниками общественного договора. Главная идея: государство – это результат соглашения между людьми.

Томас Гоббс (абсол монарх). По Гоббсу сначала люди находились в естественном состоянии, т.е. государства не существовало (не было власти, управления). Для него было характерно то, что каждый человек считал, что он имеет право на все. «Человек человеку волк». В определенный момент люди испугались, что может начаться «война всех против всех». Чтобы предотвратить взаимное уничтожение, было учреждено государство. Предмет договора: люди передали государству часть своих прав, а государство обязалось защищать права граждан, прежде всего право на жизнь. Возникнув, государство от общества обособилось и превратилось в механическое чудовище.

Джон Локк (констит монарх). С одной стороны Локк разделял идею Гоббса о естественном состоянии. Но с другой стороны между ними имелись расхождения:

1. по Локку естественное состояние не имело конфликтного характера, потому что люди с помощью разума все-таки могли мирно сосуществовать.

2. По мнению Локка причиной заключения договора было возникновение частной собственности (сер 17в). Государство обязалось защищать не только жизнь граждан, но и их имущество.

У людей имеются неотъемлемые естественные права, соответственно произвол со стороны государства ограничен договором (не имеет права посягать на жизнь и имущество). Если государство в лице правителя нарушает договор, то народ имеет право на революцию. Смысл теории общественного договора: между народом и властью должен существовать баланс интересов.

Учение Декарта развили Бенедикт Спиноза и Готфрид Лейбниц (рационалисты).

Бенедикт Спиноза (сторонник монизма). Главный вопрос, который его интересовал, что есть все, т.е. мир как целое. Ответ может дать только разум. Спиноза интересовался проблемой субстанции. Он полагал, что она должна быть вечной и являться причиной самой себя. Полагал, что этому требованию соответствует только бог, но по Спинозе не сам по себе, а в единстве с природой (пантеизм). Субстанция – это бог-природа. Поскольку субстанция – это причина самой себя, то действует она самостоятельно. Способ действия субстанции называется атрибут. Полагал, что у субстанции атрибутов много, но мы знаем только два из них: протяжение и мышление. Мышление универсально и свойственно всей природе: «и камень мыслит». Мышление человека – это особый случай мышления всей природы. Субстанция – это природа творящая, которая создает природу сотворенную, т.е. множество единичных вещей, которые называются модусы. Субстанция действует только с необходимостью (случайным образом ничего не происходит). В связи с этим все модусы подчинены необходимости. По мнению Спинозы человек это тоже модус субстанции, но особый: обладая разумом, он способен к познанию. Но при этом человек тоже подчинен необходимости. «Свобода – это познанная необходимость».

Спиноза выделял 4 рода познания:

1. Познание понаслышке (самое недостоверное).

2. Познание чувственное (оно смутное и неистинное).

3. Разум – это единственный источник истинного знания. По Спинозе познание можно начинать прямо с разума, минуя органы чувств. Это возможно потому, что имеется тождество мышления и бытия (они однопорядковы, соответствуют друг другу). «Порядок и связь идей в разуме соответствует порядку и связи вещей в природе». В разуме содержатся врожденные общие понятия (принципы логики и математики). Разум с помощью интуиции устанавливает их истинность, а затем, с помощью дедукции (общ-частн) из этих понятий строится знание. Разум знание формирует и он же устанавливает его истинность, органы чувств в это никакого участия не принимают.

4. Интеллектуальная интуиция – это наивысший уровень познания. Интуиция дает знания Бога. Интуиция – наивысшая степень знания.

Готфрид тоже интересовался проблемой субстанций, но эту проблему решил по-другому: существует множество субстанций (плюрализм). Согласно ему эти субстанции называются «монады».

Лейбниц был не первым, кто сказал, что в начале лежит ….

Демокрит Лейбниц
Атом – частица материальная Монады – духовная субстанция
Атомы приводятся в движение внешней необходимостью Источник движения монад находится в них самих
Атомы взаимодействуют между собой путем столкновения Монады совершенно не взаимодействуют

 

Монады также вечны, непроницаемы, не имеют структуры, способны к деятельности и восприятию. Верховной монадой является Бог, который создал все остальные.

Монады делятся на 3 группы:

1) Монады, составляющие сущность растения, способны к восприятию

2) Монады, составляющие сущность животных, обладают психикой

3) Человеческой монадой является разумная душа, способная к познанию

Все монады независимы, но действуют согласованно. Каждая монада – «зеркало Вселенной», т.е. каждая воспринимает действия всех остальных. В мире существует предустановленная Богом гармония монад.

Вывод: «Наш мир наилучший из всех возможных миров».

По вопросу соотношения души и тела Лейбниц был сторонником психофизиологического параллелизма, т.е. тело и душа не влияют друг на друга, но существуют согласованно. Причина согласованности – Бог предустановил такую гармонию. Лейбниц в учении о познании был рационалистом, но он стремился найти компромисс между рационализмом и сенсуализмом Локка. По Лейбницу органы чувств играют в познании не последнюю роль.

Все истины делятся на:

1. Истины факта

2. Истины разума, которые опираются на задатки разума. Однако эти задатки раскрываются только под воздействием органов чувств, которые направляют внимание разума на определение истины. Затем разум действует сам.

С помощью интуиции устанавливается истинность задатка, а затем с помощью дедукции из них строится разум.

Для рационализма характерно:

1. Принижение чувственного познания в пользу разума

2. Признание наличия разума врожденного

3. Основой познания считается интуиция и дедукция

4. Высокая оценка математики, как образца научного мышления

В 18 веке Джордж Беркли и Дэвид Юм совершили переворот в сенсуализме. Локк – основатель сенсуализма отстаивал 3 принципа:

1. Мир существует объективно независимо от нашего знания

2. В основе бытия лежит материя

3. Мир познаваем

Беркли полагал, что мир существует чисто субъективно, материя является функцией. Согласно Юму мир непознаваем.

Джордж Беркли поставил цель – опровергнуть материализм, показав, что понятие материя не имеет основания. Он переосмыслил 3 идеи Локка:

1. По Локку разум может создавать понятие, по Беркли это невозможно. Все, что существует единично. В единичных вещах общее и особенное слиты во едино, поэтому мы общее выделить не можем. Благодаря этому разработал свою теорию результативного мышления: любую общую идею всегда замещает единичная.

2. По Локку опыт – внешний и внутренний. По Беркли реален только внутренний – сфера нашего сознания. Все, что существует, существует как данные нашего сознания.

3. По Локку качество вещей – первичное и вторичное. По Беркли – все качества вторичны, любая вещь – это комбинация идей нашего сознания. Существование само по себе и существование в нашем восприятии это одно и то же.

Вывод: «Существовать – значит быть воспринимаемым». Это означает, что, если мир не воспринимаем, то он не существует.

Учение Беркли характеризуется как солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой мир существует только как данный в сознании субъекта.

Дэвид Юм. В отличии от Беркли он полагал, что мир, возможно, существует объективно, но при этом мир для нас непознаваем (учение агностицизма).

Мир – Ощущение – Человек

Люди воспринимают мир не напрямую, а через ощущения. Мы знаем только свои ощущения, однако проверить показания органов чувств мы не можем. «Мы не можем выйти за пределы своих ощущений», соответственно знания ограничиваются только видимым кажущимся, а сущность остается непознанной. «Природа держит человека на почтительном расстоянии от своих тайн». Агностицизм Юма больше всего проявилрия

3. Мир познаваем

Беркли полагал, что мир существует чисто субъективно, материя является функцией. Согласно Юму мир непознаваем.

Джордж Беркли поставил цель – опровергнуть материализм, показав, что понятие материя не имеет основания. Он переосмыслил 3 идеи Локка:

1. По Локку разум может создавать понятие, по Беркли это невозможно. Все, что существует единично. В единичных вещах общее и особенное слиты во едино, поэтому мы общее выделить не можем. Благодаря этому разработал свою теорию результативного мышления: любую общую идею всегда замещает единичная.

2. По Локку опыт – внешний и внутренний. По Беркли реален только внутренний – сфера нашего сознания. Все, что существует, существует как данные нашего сознания.

3. По Локку качество вещей – первичное и вторичное. По Беркли – все качества вторичны, любая вещь – это комбинация идей нашего сознания. Существование само по себе и существование в нашем восприятии это одно и то же.

Вывод: «Существовать – значит быть воспринимаемым». Это означает, что, если мир не воспринимаем, то он не существует.

Учение Беркли характеризуется как солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой мир существует только как данный в сознании субъекта.

Дэвид Юм. В отличии от Беркли он полагал, что мир, возможно, существует объективно, но при этом мир для нас непознаваем (учение агностицизма).

Мир – Ощущение – Человек

Люди воспринимают мир не напрямую, а через ощущения. Мы знаем только свои ощущения, однако проверить показания органов чувств мы не можем. «Мы не можем выйти за пределы своих ощущений», соответственно знания ограничиваются только видимым кажущимся, а сущность остается непознанной. «Природа держит человека на почтительном расстоянии от своих тайн». Агностицизм Юма больше всего проявился в учении о причинности: мы не можем ничего знать о причинно-следственных связях в природе. Юм сформировал принцип: «После – не значит поэтому», - если явление В следует во времени за явлением А, то это не значит, что А причина В. Однако человек верит, что знает о причинах, но только по привычке восприятия.

 

24.12.11

тема: Реализация права. Применение права.

Реализация права – это претворение предписания юридических норм в жизнь, в деятельность субъектов права.

Формы реализации (непосредственные):

1. Исполнение (исполняются обязанности)

2. Соблюдение (соблюдение запретов)

3. Использование (используются юридические права и юридические свободы)