Вопрос. Основные учения и идеи.

Вопрос. Общая характеристика философии эпохи Возрождения

18.10.11

тема: Философия эпохи возрождения

1.Общая характеристика

2.Основные учения и идеи

 

Родиной эпохи возрождения была Италия. Для этой страны это 14-16 век (южное возрождение). Для Германии, Франции, Нидерландов и Англии эпоха возрождения это 15-16 век (северное возрождение).

В средние века к античному наследию существовало негативное отношение. В

Эпоху возрождения наоборот, античное наследие оценивалось очень высоко, а средние века были названы темными( время невежества, религиозного фанатизма) – Лоренцо Валла.

Возрождение- это восстановление идеалов античности в новых исторических условиях.

Главный мировоззренческий принцип философии возрождения – антропоцентризм, т.е. центром мира, главным звеном бытия является человек (не бог как в средние века)

Особенности философии эпохи Возрождения:

1. Светский характер – философские вопросы перестали рассматриваться только с позиции религии. Большую роль стали играть земные, практические потребности человека

2. Антисхоластическая направленность – возникло убеждение, что изучать нужно не общие понятия, а явления земного мира

3. Антидогматизм и свободомыслие – человек не обязан подчинять свой разум догматам веры. Разум имеет самостоятельное значение

4. Повышенный интерес к познанию природы и ее законам

5. Главными орудиями познания являются наука и искусство, поэтому философия с ними взаимодействовала.

В то же время философия возрождения от идеи Бога не отказывалась, однако соотношение Бога и человека, Бога и природы было понято иначе, чем в средние века.

I. Философская антропология.

Главным проявлением антропоцентризма было учение гуманизма. Его суть: согласно этому учению, человек высшая ценность. Человек имеет право на свободу, счастье и реализацию свих творческих способностей. Основателем гуманизма в эпоху возрождения являлся Франческо Петрарка. В наиболее концентрированном виде идеи гуманизма изложил Пико делла Миррандола в работе (вступительной речи) «Речь о достоинстве человека».

Главные идеи:

1. Человек это сотворец Бога. Смысл: Бог сотворил мир и человека, но человек в своей творческой мощи равен Богу. Человек – это творческий партнер Бога. Человек может преобразовывать мир, творить самого себя как личность. «Человек – это свободный скульптур самого себя».

2. Человек сам решает какое место в мире он займет, отсюда человек – это скрепа мира, или универсальное существо, т.е. человек причастен любому уровню реальности (от животного до ангельского). «В человеке есть все».

3. Человек – это особый микрокосмос (малый мир) подобный макрокосмосу (Вселенной).

Гуманисты считали, что достоинство человека (его особое место в мире) объясняется наличием у человека 3 качеств: 1) свобода; 2) разум; 3) творчество. В связи с этим возникла идея титанизма человека. Титанизм – это культ творческой, всесторонне развитой личности, добивающейся успеха в разных сферах деятельности, т.е. человек должен стать гармоничной личностью. Гуманисты верили в неограниченные возможности человека, в том числе в его бесконечное совершенствование. Вывод: человек – это земной смертный Бог. Развитие гуманизма привело к обожествлению человека. (см.табл.7)

II. Онтология – учение о бытии (см.табл.8)

В понимании природы произошли не менее глубокие изменения.

1) Вместо геоцентрической модели мира была обоснована гелиоцентрическая модель мира. Сделал это Николай Коперник.

Основные идеи:

· Не земля, а солнце является центром мира, а земля и другие планеты вращаются вокруг солнца и вокруг своей оси

· Вселенная очень велика, имеет границу в пространстве в виде сферы неподвижных звезд

2) Гораздо более радикальный взгляд на мир сложился благодаря пантеизму, т.е. учению о единстве Бога и мира. Представители: Николай Кузанский (основатель), Джордано Бруно (итальянский последователь). Оба они были пантеисты, но обосновали 2 различные версии этого учения.

Николай Кузанский.

Главная (исходная) идея: мир существует в Боге точно так же, как Бог существует в мире. Мир как бы погружен в Бога. Бог мир объемлет и пронизывает, т.е. окружает со всех сторон (мистический пантеизм). Бог – это одновременно минимум и максимум Вселенной: как минимум Бог присутствует в каждой вещи, как максимум – во всей Вселенной. Иначе, Бог везде и нигде, во всем и ни в чем одновременно. Бог – это абсолютная сущность и в нем совпадают любые противоположности. Бог – это также чистая возможность бытия. Согласно Кузанскому, мир возник не путем творения, как полагали в средние века, а путем эманации и истечения. Заложенные в боге возможности превращались в действительность, следовательно, мир как бы развертывается из божеств глубин. Результат: Бог оказался един со своим творением. Бог обладает свойством потенциальной бесконечности. Если такой Бог един с миром, значит и мир потенциально бесконечен. Бог является центром и окружностью мира (геометрические нюансы), но поскольку Бог везде и нигде, следовательно, у мира вообще нет никакого центра, следовательно, не только Земля, но и Солнце не является центром мира.

Джордано Бруно. В отличие от Кузанского он считал:

1. Вселенная бесконечная не в возможности, а в действительности (реально бесконечна) и образована множеством различных миров

2. Версия натуралистического пантеизма

Бог погружен в мир (наоборот с Кузанским). Бог отождествляется с материей, с природой

Бруно полагал, что Вселенная – это живой, одушевленный, божественный организм

В основе Вселенной лежит движущаяся развивающаяся материя.

Все полно противоположностей, которые сливаются в бесконечности в Боге.

Бруно полагал, что Вселенная однородна в том смысле, что в ней действуют универсальные законы.

Идея бесконечности Вселенной опирается на соответствие идеи Анаксимандра и Демокрита (греки).

III. Гносеология – теория познания.

1. Критика схоластики

Эразм Роттрдамский в трактате «Похвала глупости» утверждал, что мудрость схоластов мнимая, а их споры псевдонаучны.

Пьетро Помпонаци: «Доказывает опыт, а не Аристотель». Смысл: нельзя подчинять свой разум слепой вере в авторитет.

2. Укрепление позиций разума, утверждение теории двойственности, истин философии и богословии.

Итал гуманист Марсилио Фичино утверждал, что философия – это не служанка, а сестра богословия. Смысл: разум, как минимум, вере равноценен.

3. Развитие научных методов познания природы.

Галилео Галилей внес реш-ий вклад. Идея: познание природы невозможно без эксперимента и математики.

4. Интерес к познанию природы был изначально обоснован религиозно (потом приобрел автономию)

Если Бог и природа едины, то для познания Бога необходимо познание природы, в которой Бог себя проявляет. Н.Кузанский полагал, что сам Бог непознаваем, но он познаваемо реализует себя в мире.

Проявление Бога в природе мы познать можем, но при этом процесс познания будет потенциально бесконечным.

5. Французский философ Мишель Монтень был последователем античного скептицизма (нужно сомневаться во всем).

Утверждал, что человек не может нормально жить, не имея права на сомнение. Для человека важно свободомыслие (нельзя слепо верить…)

«Истина – это не застывшая догма, а процесс». (Движение от одного знания к другому, т.к. сомневаемся).

IV. Этика

1. Возникло стойкое убеждение, что мораль должна иметь светский характер, однако при этом христианство не отвергалось. В рамках гуманизма возникает два направления:

1) Светский гуманизм (Мирандола)

2) Христианский гуманизм )Эразм Роттрдамский)

Эразм Роттрдамский полагал, что нужно соединить гуманистическое понимание человека с ценностями раннего христианства, т.к. в средние века католическая церковь извратила христианство.

2. Вместо средневековой идеи аскетизма утверждалась идея гедонизма. Суть: учение о том, что смысл жизни человека состоит в получении удовольствий (всех)

Ллоренцо Валла полагал, что удовольствия для человека не только естественны, но и полезны, следовательно, в удовольствиях нет ничего греховного (в средние века удовольствия – грех). Правда Монтень и Эразм Роттрдамский полагали, что удовольствия должны быть в меру.

3. Это идея индивидуализма. Смысл: для полноценного развития человека (в гум зад №1) необходимо, чтобы он осознал свои интересы и права.

Личность в этом смысле должна быть автономной (не похожей на других) (Лоренцо Валла – идеалист).

4. Концепция гражданского гуманизма. Смысл: несмотря на свой индивидуализм, каждый человек должен свой личный интерес подчинять общему благу (не должен быть безмерным). Воплощением этого блага считается государство. Каждый гражданин должен служить своему государству (идея Платона и Аристотеля).

5. Гуманисты полагали, что главным средством развития человека является труд.

Начиная с Петрарки утвердилась мысль, что благородство человека определяется не знатностью происхождения, а личными качествами и заслугами.

V. Социальная философия

1. Критика средневековой идеи теократии государство должно быть независимо от церкви и вообще политика и государственное управление – это самостоятельная сфера со своими законами. Необходимо неуклонно укрепло быть независимо от церкви и вообще политика и государственное управление – это самостоятельная сфера со своими законами. Необходимо неуклонно укрепление государства. Эти идеи обосновал Николо Макиавелли («Государь»).

2. Гуманисты считал что человек достоин счастья в земной жизни, он должен всесторонне развивается, но поскольку человек живет в обществе, возник вопрос о том, каким должен быть наилучший общественный строй, чтобы человек мог реализовать себя.

2 проекта идеального государства:

1) Томас Мор «Утопия»

2) Тоймазо Компанелло «Бродсолнца» (оба ориентировались на учении Платона)

VI. Философия истории

1. Вместо средневекового провиденциализма возникла мысль, что нужно рационально искать объяснение исторических событий и причинно-следственных связей.

2. Была обоснована идея фортуны в 2х смыслах:

1) Фортуна – это удача, которая приходит только к деятельному человеку (Макиавелли)

2) Фортуна – это социальная необходимость, в рамках которой действует человек. Человек не может игнорировать объективные условия.

3. В истории решающую роль играет деятельность отдельных выдающихся личностей. Особенно если они обладают доблестью (Макиавелли).

4. Возникновение идеи законов исторического развития, которые устанавливаются не Богом, а вырабатываются самими людьми (теория исторического круговорота: в развитии общества чередуются одни и те же состояния).

Макиавелли эту идею обосновал на примере смены форм государственного правления.