Диалектический материализм Карла Маркса. Проблема метода и социальная философия.

Лекция № 10 (25.04.12)

Мировоззрение немецкого мыслителя Карла Маркса (1818 – 1883)сформировалось в отдельных работах: «Экономико-философские рукописи»; «Немецкая идеология»; «Введение в критику политической экономии»; «Капитал». Его идеи сформировались под влиянием Гейгеля, Фейербаха, Английской экономической теории. Карл Маркс обратил внимание на то, что главные, фундаментальные, диалектические зависимости и отношения (указанные и логические проанализированные Гейгелем) присутствуют и в реальных процессах природы, общества, в повседневной практической действительности. Эти зависимости открывают в реальной жизни учёные, практические деятели, никогда не читавшие Гейгеля, не владеющие технологической стороной диалектики и не умеющие устанавливать диалектические зависимости между абстрактными понятиями. Маркс постоянно обнаруживал в весьма отличных друг от друга областях знания по действительности (математика, химия, история, экономика) отчётливое проявление диалектических закономерностей. Маркс пришёл к следующему выводу: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличается от гегелевского, но и является его прямой противоположностью. ДляГейгеля процесс мышления, который он превращает, даже под

Новое, материалистическое понимание всемирной истории Маркс дал в предисловии к «Критике политической экономии». Основой такого понимания является экономическая история, экономика производства. Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и т.д. с точки зрения Маркса лишь особые формы производства и подчиняются его всеобщему закону. Будучи материалистом, Маркс попытался распространить на область общественной жизни и всемирной истории принцип материалистического монизма. В результате философ пришёл к выводу, что материальное производство первично, а политика и идеология вторичны.

В основе капиталистического производства лежит частная собственность и, как следствие, отчуждение труда. 4 положения:

1) При капитализме труд принудителен, он - средство для удовлетворения всяких других потребностей.

2) Подневольный труд является лишь средством для поддержания индивидуальной жизни, а не жизни рода.

3) Отчуждённый труд создаёт отчуждение между людьми, поскольку рабочие конкурируют за возможность трудиться.

4) Рабочие в процессе труда используют взятые у природы материалы и в результате труда получают нужные для жизни предметы, но ни первые, ни вторые ему не принадлежат.

Такое состояние дел искалечило и продолжает калечить человека и человечество, поэтому надо изменить существующее положение, ликвидировав частную собственность, как причину отчуждённого труда, по средствам революционной практики. Для этого необходимо создать принципиально новую философию, материалистическую, но не «созерцательную», как у Гейгеля, а практическую. Новая философия должна не просто различным образом объяснять мир, как это делали прежние философы, а служить теоретическим обоснованием его изменения.

Согласно Марксу, самый угнетённый класс капиталистического общества – пролетариат, может и должен освободить себя от капиталистической эксплуатации, взяв власть в свои руки и уничтожив частную собственность, в этом и заключается частная миссия.