Гейгель в своих работах систематизировал идеи немецкого идеализма.

Категорический империализм Канта.

Лекция № 9 (11.04.12)

Человек –житель двух миров – чувственно-воспринимаемого и умственно-постигаемого.В чувственно-воспринимаемом мире царит причинно-следственная связь, умственно-постигаемый мир подчиняется законам этики. В природе человек – вещь, подчиняющаяся причинно-следственной обусловленности, но его поведение нельзя предсказать с точностью, но существуют понятия совесть и справедливость, которые регулируют нас. Свобода воли существует, она взялась из того запредельного мира, который Кант называет «Вещь в себе».

«Человек есть цель сама по себе, он способен ставить себе цели, но никогда не средство».

«Поступай так, чтобы Максима (субъективный признак веления) твоей воли всегда могла стать всеобщим законом». Этика Канта – этика долга: «Проникнись сознанием морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки». Именно долг перед человечеством и перед совестью заставляет нас вести себя нравственно.

Доказательства существования Бога по Канту:

1)Каждый человек должен исполнить свой долг.

2)Каждый человек терпит неудачу в исполнении своего долга, какие бы усилия он не прилагал. О такой неудаче свидетельствует опыт.

3)Справедливость требует, однако, чтобы тот человек, который сделал всё от него зависящее для исполнения своего долга, получил возможность исполнить свой долг.

4) Человек когда-нибудь получить возможность исполнить свой долг.

5)Но такая возможность не может быть дана в этой жизни, соответственно человек может получить её в посмертной жизни.

6)Посмертной жизнью может одарить только Бог.

7)Из этого следует, что Бог существует.

В философии Канта мы можем увидеть продолжение развития рационализма и гуманизма. Указав на ограниченность способностей человека, Кант попытался обосновать свою теорию «Автономию морали» (морали, установленной самим человеком).

 

 

Георг Вильгельм Фридрих Гейгель (1770 – 1831): Метод и система.

Вклад Гейгеля в развитие философии очень значительно: он разработал дуалистический метод.Идея – это суть любых вещей, в том числе и понятий. Это суть и объекта и субъекта.

Гейгельпонимает диалектику как логику идей, как восхождение от абстрактных (бедных, односторонних) к многосторонним идеям.

Диалектика Гейгеля выступает редуцирование – вывод одних идей из других. Гейгель полагал, что в исходной идеи содержится всё, что в редуцируется. Идея содержит в себе свои противоположныеопределения. Идеи развиваются по схеме утверждения или полагания (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис), отрицание отрицания (снятие противоположностей, синтез).

Вершиной творчества Гейгеля является книга «Феноменология духа»,в которой философ ставит проблему преодоления индивидуального сознания, ведь только для такого сознания существует противоположность субъекта и объекта.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872).

В центр Фейербах поставил человека. Природа – основа духа, она же должна стать основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психикой, и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, не сводимой с физиологическим процессом.За скобками такого подхода остаётся социальная сторона человека. Из всех чувств человека Фейербахвыделял любовь. Основная идея этой любви – это альтруизм (жертва ради другого человека).

Не Бог создал человека, а человек создал Бога, наделив его человеческими атрибутами. Тайна христианства в объективированние человеком своих сил, которые приобрели тем самым потусторонний оттенок. Приписав Богу независимую силу, человек признаёт себя бессильным и зависимым от Бога.Для преодоления злосчастного отчуждения человек должен познать подлинное отношение между собой и Богом. Бог, которого человек представляет внешней силой, есть не что иное, как порождение самого человека.