Антропологический материализм Фейербаха.
Этическое учение Конта.
Общие особенности теории Канта (Вопрос о познающем человеке)
Лекция № 8 (04.04.12)
Свобода не абсолютна. Люди могут расторгнуть договор с государством.
Вольтер (1694 – 1778). Кандит – мир, исполненный зла. Возделывай свой сад. Скука, порок и нужда. Он очень резко критиковал церковь. Он не мыслит существование общества без религии.
Жан Жак Руссо (1712 – 1778).Источник всех социальных зол в частной собственности. Современное общество ограничивает развитие таланта человека.
Гельвеций (1715 – 1771).Атеист и материалист. Теория социальной среды. Воспитание создаёт всё – этатеория неравенства людей объясняла неравенство соц. условий. После уничтожения неравенства условий воцарится равенство людей.
Дидро (1713 – 1784). Гедонизм (этическое учение, согласно которому смысл жизни заключается в стремлении к наслаждению). Рамо говорит: Общество устроено так, что добродетельного человека считают дураком. Добро есть зло, зло есть добро. Чтобы сказать истину надо обладать бесстыдством. Чтобы обличить зло надо быть злым.
Вывод: Философия опирается на науку, проблема познания и проблема субстанции. Основные направления философии нового времени: эмпиризм и рационализм. Существенные признаки: вера в безграничные возможности человеческого разума и попытки создания социальных или социологических теорий.
Немецкая классическая философия. Марксистская философия.
3) Гейгель: метод и система.
5) Диалектический материализм Маркса: проблема метода и социальная философия.
Основоположник классической немецкой философии Кант. Вся жизнь прожил в Кёнигсберге. Солнечная система из газовой туманности. Выдвигал идеи о распределении животных по порядку из возможного происхождения, а так же он выдвинул идеи естественного происхождения человеческих рас. Два периода: докритический и критический. Докритический – естествоиспытатель, критический – анализ. В своих воззрениях Кант агностик и дуалист. Агностицизм – это философское направление, отрицающее возможность познания мира. Кант не был полным агностиком, он выступил за ограничение власти человека над природой. Кант считал, что духовные идеи человека выражаются следующими человеческими вопросами:
1) Что я могу знать? (метафизика).
2) Что я должен делать? (Мораль).
3) На что я смею надеется? (Религия).
4) Что такое человек? (Антропология).
Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей (феномены) и сами вещи. Процесс познания – три этапа:
1)Чувственное познание (ощущения). Чувственность имеет свои априорные формы.
2)Рассудочное познание - способность мыслить в определённой независимости от чувственного восприятия.
3)Разумное познание.
Рассудок сам конструирует объект познания, при помощи категорий отталкиваясь от категорий. Здесьпроявляется одно свойство субъекта –Трансцедентальное.Единство познания субъекта (Я мыслю – акт самосознания). Разум апеллирует идеями. Апперцепция – это понятие, обозначающее воздействие предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений. Трансцендентальный – изначальноприсущий рассудку, не приобретённый во время опыта, но обуславливающий опыт и предшествующий ему.