Общая характеристика философии нового времени.
Философия просвещения.
Проблема субстанции философии нового времени. Сенсуализм.
Проблема метода. Френсис Бекон. Рене Декарт.
Общая характеристика философии нового времени.
Философия нового времени.
Лекция № 7 (21.03.12)
Пантеизм (философское учение отождествляло Бога и мир). Природы виделась как прямое и целое. Для обладания силой природы необходимо было войти в контакт с чем то магическим.
Философия природы.
Философия эпохи возрождения.
1)Принципы.
2)Философия природы.
3)Философия естествознания. Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно.
Основными принципами являются:
1) Антропоцентризм.
2) Доминирование эстетического понимания действительности над научным.
3) Гуманизм.
Под гуманизмом понимают идею всеобщего блага, отстаивать личность человека.
Гуманизмвозник в 15 веке. Характеристика идеального человека: универсальность, разносторонность, верующий в свои собственные силы и приписывает себе все свои заслуги. Джованни Пике дело Мирандоло (1463 – 1494) – человек должен создать самого себя. Альберти – «человек должен стоять в центре всего. Счастливый смертный Бог». Сформулировалось понятие индивидуальности. Грань между наукой, как постижение бытия, практически-технической деятельностью (искусством) и художественной фантазией. Оценивая человека, на первое место ставили эстетический критерий.
Марсилио Хичино (1433 – 1499).
Парацельс считал, что магия содержится во всём.
Николай Кузанский стал предшественником математического анализа 17 века. Бог - это активное соотношение, предел суммы всех его бесконечных начинаний.
Западноевропейская философия 17 – 18 веков. В этот период бурно развиваются науки, особенно экспериментальное математическое естествознание. Основы заложил Галилео Галилей. Этот период именуется эпохой научной революции. В этот период стало понятно, что знание ничего не даёт, нужно владеть и методом.
Френсис Бекон – родоначальник эмпиризма – направление философской мысли ориентированное на опытное естествознание.Он считал, что наука – это средство повышение власти человека над природой. Природа – предмет научного познания, причинная связь природных явлений. Задача научного познания – увеличение власти человека над природой. Цель – принесение пользы человеческого рода. Френсис написал роман под названием «Новая Атлантида». В нём он описал общество, пользующееся всеми благами цивилизации.
В эти годы на первый план выдвигается механика. В ней мыслители видели получение ключа к секрету мироздания. Применение механического подхода привело к прогрессу в объяснении физического мира. Представление о механической обусловленности явлений особенно упрочилось под влиянием Исаака Ньютона.Во взглядах Ньютона механическая детерминация получила широкое математическое обоснование. Мир представлялся гигантским часовым механизмом, и этот мир создан и приведён в движение Богом. Деизм – это религиозно философское мировоззрение, согласно которому Бог сотворил мир, но не вмешивается в его жизнь.
Основные направления: Эмпиризм и Рационализм.
Наибольшее распространение Эмпиризм получил в Англии. Основатели: Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк (сенциалист – чувственный).Чувственное познание считается основным в познавании мира.
Рационализм – это направлениефилософской мысли, ориентирующееся на математику, рассматривающее разум как источник знания. Спиноза, Лейбниц, Декарт (дедуктивный – от общего к частному). Путь исследователя. Метод –совокупность реакций освоения теоретического мира.
Бекон - Индуктивный метод –от изучения единичных фактов к общим положениям. Бекон выделил общую индукцию (когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство) и не общую индукции (когда на основе конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений). Стало быть, в основе не полной индукции по возможности более строгим и тем самым создать «истинную индукцию».
Рене Декарт. В основе метода – сомнения. Ход рассуждений – дедуктивный. Метод предусматривает мысленное расчленение объекта на простейшие элементарные части и на первом этапе изучение его частей. Здесь Декарт ввёл требование очевидности (т.е. исследователь должен дойти до такой стадии мысленного расчленения объекта, когда исчезнут всякие сомнения). На втором этапе мысль движется обратно – от простого к сложному,мысленно конструируя изучаемый объект и не нужно полагать человеческому уму какие бы то небыли границы. Нет ничего не столь далёкого, чего нельзя было бы достичь, не столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть.