Лекция № 6 (14.03.12)

Почему она есть.

Какова она.

Что он такое.

Есть ли вещь.

Сущность и существование совпадают только в Боге. Вещи существуют только благодаря Богу. Сущность мы постигаем разумом, а существование мы постигаем опытным путём. Реалисты – Элиуген, Фома Аквинский. Аристотель полагал, что общее существует в связи с единичным; общее (как объективно существующее сходство характеристик единичных предметов явлений)является формой единичного. Опираясь на Аристотеля, реалисты сформулировали концепцию о трёх видах существования универсалий: 1) До вещей. 2) Вещей. 3) После вещей.

Номиналисты отрицали существование конкретного, в общем. Существует только идеальное, и только оно может быть предметом познания. Пьер Обеляр решил всех помирить. Универсали не обладают собственной реалностью, реально существуют только вещи. Однако универсалии получают известность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирования, умственного обособления и обобщения отдельных вещей.

Патристика – отцы церкви только начинают развивать свои учения. Аврелий Августин начал религиозные изыскания с.… Систематизировал христианское мировоззрение. Стрела времени.

Схоластика –

Наука философия изучает то, что доступно разуму. Сверх разумные истины. Эти истины доступны только Богу. Бог трансцендентен по отношению к тварному миру. Его существование Фома доказывает рационалистически.

1) Окружающий нас мир ограничен в пространстве и времени; атрибутом этого мира является движение (изменение), его первоисточником является Бог.

2) Бог причина существования всех вещей.

3) Бог необходимость существования всего сущего.

4) Источником эстетических и этических идеалов является Бог.

5) Всё существующее целесообразно. Бог есть разумное существо, полагающее цель для всего, что существует в природе.

Антропология средних веков.В рамках христианской традиции представление о человеке сложилось как о царе природы, венце творение. Фома Оквинский «это личностное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа не материальна и самосуща; она субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Телесность имеет сущностную значимость, именно через неё душа только и может образовывать то, что есть человек. Телесное начало человека органически соучаствует в духовно-душевной деятельности личности». Бог наделил человека свободой воли. Разум есть взор души, которым она сама по себе созерцает истину. Истинасодержится в нашей душе, а душа бессмертна и человек не в праве забывать о внеземной цели своей жизни ибо в спасении души его высшее назначение.

В центре внимания средневековой философии Бог.Это философия явилась синтезом христианской теологии и философского наследия (Платон и Аристотель).