Антропология философии средних веков.

Проблема сущности и существования. Реализм и номинализм.

Теоцентризм философии средних веков.

Философия средних веков.

Лекция № 5 (07.03.12)

Лекция № 4 (29.02.12)

Сократ беседовал со своими учениками об этике. Майефтика призвана была отделять мнение от объективного знания. Воспитать добродетельного человека. Этика Сократа в 3 тезисах:

1) Благо тождественно удовольствию.

2) Добродетель тождественна знанию.

3) Человек знает лишь то, что ничего не знает.

Платон (427 – 347 до н.э.).Он полагал, что существует два мира: Мир идей и мир вещей. Мир идей – истинное бытие, его познание постигается умом. Идеи – причины существования вещей. В мире идей существует строгая иерархия. Высшей идеей Платон признавал идею абсолютного добра или некий мировой разум.Идеи постоянны, а вещи изменчивы. Их существование конечно. Мир вещей постигается органами чувств. Платон рассматривает человеческую душу. Она всегда тяготеет к Земле. Человеческая душа та же идея, она прибывает, до рождения человека, в царстве чистой идеи. Гносеология – припоминание. Душа – 3 части: 1) Разумная; 2)Пылкая; 3)Чувственная. В идеальном обществе население должно быть разбито на 3 группы и каждый должен заниматься своим делом.

Аристотель (384 – 322 до н.э.).Материя вечна, не уничтожима, не сотворима. Материя сама по себе статична, она содержит лишь возможность создания каких-либо вещей.Материя как глина. Бог придаёт ей форму. Закон тождества(понятие должно употребляться в одном и том же значении во время беседы), закон противоречия(не противоречь сам себе), закон исключённого третьего(А или не А).Человеческая душа не материальна. Она форма для тела. Благодаря ей мы живём, размышляем. Душа есть отражение всемирного и вечного ума. Аристотель является расцветом древнегреческой философии. Люди делятся по принципу богатства. Средний класс преобладает. Отец Аристотеля – врач. Аристотель – учитель Александра Македонского.

Скептицизм. Основатель – Пирон.Он впервые придал форму распространённым в Древней Греции сомнениям в познавательной ценности чувственности. Философ должен объяснить из чего состоят вещи, как мы должны относиться к этим вещам, и какую выгоду мы должны получать из этих вещей.

Стоицизм. Зенон (333 – 262 до н.э.). Феномен воллера. Философия эллинизма проповедовала, как жить в изменяющемся мире, как предотвратить.

 

2) Основные направления философии средних веков: патристика и схоластика.

Теоцентризм –в центре Бог. Философия средних веков – это философия с 5 по 15 век, после того как в 1476 году прекратило существование Западная Римская империя. Единственными очагами культуры в Западной Европе остались монастыри. Эти монастыри стали посредниками между человеком и Богом. Религиозное христианское мировоззрение стало господствующим. Её главной чертой стал Теоцентризм. Теперь для философии определяющей стала не природа, а Бог. Философия подчиняется теологии. Теология – этосовокупность религиозных доктрин о сущности и действиях Бога, построенную в формах идеалистического мировоззрения на основе текстов. Тексты как божественное откровение. Идея откровения выступала как фундамент учения о познании. Другой важнейший принцип христианского монотеизма – это идея творения. Она выступала как основа средневековой антологии.

Есть только одно абсолютное начало – Бог, всё остальное его творение. Сотворение Богом мира из ничего называется креационизмом. Бог вечен, неизменчив. Мир является источником всего сущего. Мир подвластен Богу. В нём всё приходящее. Бог есть бытие и благо. Христианский Бог не доступен обычному познанию, а знания о нём можно получить только сверх естественным путём. Ключом к познанию была вера, а способом – откровение.

Герменевтика – искусствотолкования древних текстов. В широком смысле – толкование человека и его места в мире. Мир дан человеку в поучение.

Существование – экзестенция, сущность – эссенция. Познание каждой вещи сводилось к ответу на 4 вопроса: