ТЕМА № 3

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Зарубежная философия 20-го столетия

Философская мысль Нового времени

Философия Средних веков

История Древней философии

Развитие западно-европейской философии.

Философия Древнего Мира.

Раздел 2

Тема: История философской мысли, краткий обзор важнейших эпох и течений.

Вопросы:

 

Первые формы философии появились 2.5 тыс. лет назад в наиболее культурных, по тем временам, странах – Китай, Индия, Греция, Рим.

Элементы философствования имелись в мифах Древнего Египта и Вавилона, в них присутствовали фантастические представления о возникновении мира, о смысле человеческого существования, о смерти и бессмертии человека.

Для философии это был период получивший название – предфилософия, т.е. первый опыт осмысления человека и мира.

Для философии в Древней Индии была характерна ориентация на этическую проблематику, на ее становление большое влияние оказали веды.

Веды – священные писания брахманизма написанные в стихотворной форме. В ведах рассматривались вопросы о происхождении мира, о космическом порядке, о наличии у человека души, о вечности мира и смертности индивида.

В Древней Индии существовали ортодоксальные школы – названия школ по именам учителя – веданта, миманса, йога.

Школы миманса и веданта проповедовали идею Бога, а школа йоги здоровый образ жизни. В Индии того времени главным религиозно-философским учением был буддизм, а его учением Будда – реальное лицо, странствующий монах. Основная идея буддизма гласила : «вся жизнь человека – страдание, а причиной этого являются желания и страсти человека, его привязанность к каким либо вещам». Для преодоления страданий необходимо достигнуть состояния нирваны путем сознательного ухода человека от повседневных проблем и сосредоточении на самом себе. Этим учением буддизм проповедовал идею физического и духовного совершенствования человека. Достигнуть состояния нирваны смогут лишь те люди которые ведут аскетический образ жизни. В Древнем Китае основным философским течением было конфуцианство – учитель Конфуций. В своем учении Конфуций утверждал, что Небо – высшая сила неподвластная человеку, и наблюдающая за порядком вещей в мире. А поднебесная – Мир где находится человек. Дао путь, безличный мировой закон, которому люди должны подчиняться и следовать в своей жизни. Сыном Неба является император, а общество представляет собой единую семью в которой все дети подчинены императору ка своему отцу. Мудрецом станет лишь тот кто повинуется небу и во всем следует законом Дао.

 

В Древней Греции и в Древнем Риме сформировалась античная философия. Она появилась в условиях полисной (городской) демократии и представляла интерес немного-мысленного слоя городских граждан.

Первым философом Древней Греции принято считать Фалеса в античной философии господствовал космоцентризм – как конкретный исторический тип философского мировоззрения. В основе космоцентризма лежало представление о том, что окружающий человека мир – огромный и таинственный «Космос» (Под «Космосом» понималась природа), которая не была создана никем из людей и из Богов. Основной темой античной философии была тема первоначала (основы мира) . Фалес в качестве основы мира рассматривал воду, Гераклит – динамичный огонь, Демокрит – мельчайшие и неделимые атомы, Платон, предполагал, что основы мира являются бестелесные идеи, и Аристотель – считал, что основой мира является какая-то «форма» (первооснова всего начала).

Вывод: В античной философии имелись многочисленные школы, учения и идеи, например: школы софистов, скептиков и т.д.

 

2. Средние века –период 5-15вв. были эпохой феодализма и господства христианства в Европе. Философия и религия были тесно переплетены и существовать отдельно друг без друга не могли. В общественном сознании эти века называют теоцентризмом. Его основная идея гласила что мир однажды был сотворен Богом. Человек – тварное существо, созданное из праха земного на 6ой день акта творения. Сам мир представляет собой гигантскую пирамиду, в которой имеется жесткая иерархия (упорядоченность). Эта пирамида включает в себя всю живую и неживую природу, человека и ангелов, а на ее вершине находится Бог, как творец этого мира.

В тот период времени считалось, что целью и смыслом жизни каждого человека считается служение Богу, стремится к нему нужно через молитвы, покаяния, и преодоления греховности. Философия Средних веков переключила свое внимание с внешнего мира на мир внутренний, т.е. на человека. Наиболее известными философами средних веков были Фома Аквинский, П. Абеляр, Августин Блаженный и т.д. – они занимались изучением жизни и существования человека.

У истоков средневековой философии стоял Августин Блаженный, это ученик Платона. В своих произведениях Августин доказывал, что Бог является высшим бытием. Бог сотворил этот мир не по необходимости, а по своей доброй воле. Мир – бесконечная лестница состоящая из различных тел и живых существ восходящих к своему Создателю. Человек представляет собой единство материального тела (плоть) и разумной души. Душа бессмертна и свободна в своих решениях и действиях. С момента первого греха Адама и Евы человеческое общество разделилось на 2 града. Первый град составляют люди верующие, богопослушные, а второй град люди неверующие, богоотступники. Первые будут спасены Богом, а вторые за свои грехи вынуждены гореть в аду.

Однако, Бог всемогущ и милостив, если к нему обращаться с молитвами, то он простит. Фома Аквинский известен своей работой «5 доказательств бытия Бога в мире»:

1. Поскольку все движется и изменяется, то должен быть «перводвигатель» т.е. исток всего.

2. Мир многообразен и совершенен, следовательно, Бог является высшим совершенством

3. Повсюду в живом мире является какая-то цель, следовательно, должен быть высший источник целесообразности, а это исходит от Бога

4. Хотя в мире и есть случайное, в целом мир развивается закономерно, это исходит от Бога

5. Этот мир единственен и конечен в своем пространстве, в нем повсюду имеет место иерархия (упорядоченность).

Вывод: Философия Средних веков религиозна, но она стала ступенью восходящего развития общественной мысли для последующих эпох.

 

Эпоха Возрождения является промежуточным звеном между средними веками и новым временем, это был переходный период в истории философской мысли. Здесь сформировался антропоцентризм (антропо – человек) - Возрождение; теоцентризм (Бог) – средние века ; Космоцентризм ( окружающая природа человека) – период античности. Антропоцентризм – как конкретный тип философского мировоззрения, в центре изучения философии оказался не Космос, не Бог, а живой и деятельный человек. В Италии в этот период появилось идейное течение – гуманизм, – который провозглашал человека высшей ценностью и целью общества. В эпоху Возрождения существовала тесная связь между философией и искусством, в литературе она получила название «эпоха гигантов», появились новые имена: Эразм Роттердамский, Франческо Петрарка, Данте, Рафаэль, Тициан, Микеланджело, Н. Коперник, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, И. Кеплер. В науке постепенно стало утверждаться гелиоцентрическая система мира – предполагавшая, что солнце является центром Вселенной. Эпоха Возрождения позволила философии постепенно выходить из под контроля религии и церкви и приобретать светский характер. Новое время начавшееся в 17 веке было эпохой быстрого развития науки и техники, под влиянием точных наук (механика, математика, физика), в философии утвердился механицизм. В Новое время в философии основной темой было познание, образовалось 2 крупных течения: эмпиризм и рационализм.

Сторонники эмпиризма – Френсис Бэкон, Джордж Локк, Томас Гоббс утверждали, что основным источником достоверного знания о мире является ощущение и опыт человека. В этот период Бэкон стал автором тезиса «Знания – это сила». Бэкон разработал методы эмпирического познания – наблюдение, эксперимент, индукции. Метод индукции предполагает исключение из множества к единичному.

Сторонники рационализма – Р. Декарт, Георг Лейбниц, Б. Спиноза утверждали, что основателем достоверного знания являются разум и понятийное мышление человека. В развитии социальных учений Нового времени в 18 веке большой вклад внесло французское просвещение, ее просветителями были: Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Жан Жак Руссо. Просветители этого периода были убежденными атеистами, другие искренне верующими людьми, но все они воспринимали церковь как символ невежества, мракобесия и тормоз для развития общества. В этот период родился девиз Вольтера «Раздавите гадину» (церковь). В первой половине 19 века получило свое развитие немецкая классическая философия. Ее представителями были: И. Кант и Георг Гегель. Кант разработал учение о нравственности и долге человека. Его нравственный закон призывал каждого человека поступать так, чтобы правила его личного поведения стало правилом поведения для всех. Это закон обладает принудительной силой и внутренне должен присущ быть каждому человеку, то есть подчинению нравственному закону, долгу. Символом немецкой классической философии является Георг Гегель, в своих работах Гегель утверждал, что человек является всего лишь орудием во власти мирового разума, то есть как бы его работником. У Гегеля появился тезис «все действительное разумно, а все разумное со временем тоже станем действительным». В 40 годах 19 века появилась классическая марксистская философия – ее представителями были: Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Ее основателем утверждали, что марксистская философия с самого начала обращалась к «проблемам земли», позже их стали интересовать вопросы экономики, социальные отношения в обществе и политическая жизнь.

Философию марксизма называют диалектическим и историческим материализмом. Марксисты в своей теории разрабатывали идею социалистической революции. Классическая марксистская философия представлена во многих произведениях ее основателей:

КАРЛ МАРКС:

1. «Святое семейство», Немецкая идеология, «Нищета философии» - представлена марксисткой теорией исторического процесса.

2. Манифест Коммунистической партии – первое программное произведение марксизма, в котором была всесторонне обоснована историческая роль рабочего класса.

3. Капитал – основное произведение марксизма, в котором Карл Маркс детально раскрыл строение капиталистического общества.

 

ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС:

 

1. Диалектика природы – марксистское учение о материи ее свойствах, формах и способах существования.

2. «Анти-Дюринг» - это «энциклопедия» марксизма, где соединены 3 ее части марксизма – 1. Философское учение; 2. Политическая экономия; 3. Теория научного социализма.

 

В Западной Европе наиболее известными марксистами были: Ф. Меринг, Поль Лафарг, Антонио Грамши, К. Каутский

В Россию марксистская теория стала проникать в 80 годах 19 века по инициативе Плеханова и его соратников.

Главным марксистов в России принято считать Ленина. В своих работах: «Материализм, Эмпириокритицизм», «Философские тетради», «Государство и революция». Ленин теоретически описал проведение социалистической революции в России.

 

 

 

20 век особенный. Его называют веком социальных катастроф, бесчеловечным веком, периодом взлетов и падений человечества. Для удобства изучения философы 20 век разделили на 2 направления или 2 полюса. Первый полюс составила иррациональная философия или философия неразумности. Предметом интересов этого направления были инстинкты человека, его интуиция и эмоционально-волевые процессы. Немецкий философ Ф. Ницше в своей работе «Философия жизни» развивал идею о том, что сущностью и законом мира является воля к власти. У человека это проявляется в стремлении к господству над более слабыми индивидами и социальными группами. Ницше выдвигал идею «сверхчеловека», который должен стать творцом более совершенных форм жизни и отношений в обществе. Общество надо превратить в своеобразный питомник по выращиванию сильных людей.

Теорию Зигмунда Фрейда принято называть психоанализом, Фрейд считал, что основную роль в поведении человека играет его бессознательные инстинкты, главным из которых является половой инстинкт. Конфликт и вражда между индивидом и обществом всегда накладывают табу (запрет) на естественные проявления бессознательного. В этом смысле первобытный дикарь свободнее современного человека. Общество и культура лишают человека свободы и счастья, развивают у него неврозы вплоть до агрессии. Второй полюс в 20 столетии составила рациональная философия или философия «разумности», эта философия оценивает возможности научно-технического разума и защищает его. В 20 веке в период развития НТР появились теории индустриального общества. Их представителями были Тофллер А., Д. Белл и т.д. Они утверждали, что с развитием НТР все проблемы человечества отойдут на второй план, НТР принесет людям справедливость, счастье, благополучие, уверенность в будущем. В 60-70 годах 20 века на западе обсуждались проблемы сближения 2 общественных систем: капитализма и социализма. Авторы этих учений осмысливали становлением единой глобальной системы с одним языком, одной культурой и общими правилами. В 20 веке на Западе появился Римский клуб. В него входили ученые, политики, общественные деятели, бизнесмены, религиозные служители и т.д. В рамках этого клуба обсуждался вопрос сохранения и выживания человеческого рода.