Воскресение».

О драматургии Толстого.

Толстовский театрэто этический театр,театр огромной социальной значимости. В основе его драматургии и театра-народный взгляд на явления жизни и искусства. Т к 80 г переходит на позиции не своего класса. Процесс духовных исканий(«Исповедь»). Показан трудный путь к тому,чтобы перейти на позиции класса патриархального русского крестьянства. .

«Власть мы!», комедия «Плоды просвещения», психологич драма «Живой труп».(1 ПЬЕСА ДЛЯ АНАЛИЗА К ЭКЗАМЕНУ).

АА Анегсон теория драмы в россии от пушкина до чехова. М изд наук 1982.(С 484-551)

история русской драматургии:2 половиа 19 нач 20 века. Л. Наука,1987. О Толстом Л М Лотман. С 388-440.

В В Основин драматургия Толстого. М высшая школа 1982ю 176 с.

Е Полякова. Театр Льва Толстого: драматургия ее прочтение. М искусство 1978. 344с.

Эта тема 1 из основных в товрчестве Толстого. О воскресении написал много произведений.

О «В» в советское время много написано

(Жданов Творческая история о романе Т воскресение.

Е.Н Куприянова роман Т «В» в истории русского романа//n 2.

Лия Кузина,Константин Тюнькин. «Воскресенье» Л Н Толстого . М 1978.

Сб статей В мире Толстого,М 1978 . Гусев.

 

Роман «Воскресенье» финал его творчества последнее крупное произведение,самый конец 19 в.эпичность «Войны и мира», романная основа «Анны карениной» соединено в «Воскресенье»,большой захват, большое дыхание. В форме соед методы 2 последних его произведений. Эти романы сближаются и парностью гл героев. Пьер-андрей, левин-нехлюдов, нехлюдов-катюша маслова. Каждому их позднх героев приущи и важнейшие качетсва положит Т героя. Богатсво внутреннего мира,требовани, поиски путей сближения с народом. Дмитрий Нехлюдов выступает как типич герой и позднего Т,во взглядах и поступках. Долго работая над романов писатель создает понорамную композицию, показывает все этажи пореформенного русского общества,вводит своего наблюдательного героя в разные сферы русского бюрократического государства. Т срывает все и всяческие маски с общества. Все составляют единую корпорацию людоедв(чтновники). Таковы все,начиная от победоносцева(оберпрокурора),о т сенаторомв,губернаторов до начальников. Удивителен и народный мир. Прачки,прислуга,строители- как оторванные о замли,вынужденные искать работу в городе... нищета,разорение,голод,вымирние,все это изображено в романе суровым реалистом Т бесстрашно и правдиво.

 

Нехлюдов ясно видит причины. Левин искал и не нашел путей примирения помещиков и крестьян,то нехлюдов передал на ввгодных условиях,что они стали независимы.......левин мечтал о женитьбе на крестьянке, то Нехлюддов отказывается женить на девушку аристократке,он женится на катюше,чтоб не жить в дворянской среде. Т не идиллизирует своего героя. Он средний герой. Т много думает о двойствености своего героя. В душе Н живет 2 человека: духовный и животный и между ними идет острая борьба. Рассказывая о катюше,он говорит , что она была самая обыкновенная. Также гибли тысячи девушек из низов общ-ва. Ее судьюбк определили 2 душевный переворота. 1 из-за поступка Нехлюдова, 2- по дороге на каторгу. Она встретит людей,которым поверит. И они помогут ее духовному воскресению. Под благотворным влиянием она вновь обретет веру в жизнь и добро,возможность счастья. Особенно примечательна ее встреча с революционером Симанцовым. Т признал активную борьбу. Романом «Воскресенье» заканчивается русская литературная классика 19в. Этот роман несет в себе родовые черты классики ,которые были четко обозначены в 19веке. Искючительная вера в человеческую душу, что привил романтизм, утверждение самодостаточности человеческой личности. Рус классич литер сделала центром мира человека. Особенно показательно это у пушкина «Кавказ». Вторая родовая черта — вера в гармонию жизни,стремлене к гармонии.

 

«Хажди Мурат» 86-94. имам шамиль,который перешел на сторону русских,проблема смены веры,измена вере.

толстого влекла судьба гл героя. удивительная сила жизни.. поначалу воспринимали хаджи мурата как цельного горца, который за измену расплатился смертью.

Острое чувство чесчти,мстителносьть,ковартсво,жетсокость. В процессе работы не только угдлубл процесс души но и замысел....эмоц отношения в регионе,и общая проблема войны,ее оправданность,неизбежность. Для Т война не опрадана ни чем . Любая в бечеловечна. Жестокость 2ц сторон и горцев и усских. Разорение аула- успешное завершение операции. А потом тот жк аул увиден глазами вернувшихся жителей. Худож открытия молодого Толстого.жители потрясены.Садо,у к-го останавливался Х М ашел сына мертвым.ему рткнули спину. Война разоряет и русское село. Она выгодна только людям тщеславным.

В поведении Х М истинные мотивы войны-обнаженны. Борьба за власть,с личными врагами. (с шамилем). Писатель скрывает историч корни,недоверие чеченцев к русским.

Склонность к дружбе с иноверцами... Т занимает не только трагич участь Х И ,но и олюбопытный параллелизм 2 пративников эпохи Шамиля и наколая 1. европейский и азиатский профиль. Это книга редкая по стилю. Представлена 100 действующ лиц.их нац и соц разнообразие обусловило языковое богатство повести. Множество речевых стилей и речевыханер . Повесть замечательна для исследлователя. Локанизм,простота.

 

В мире лжи жить не мог. Покинул семью,дом............

в 20 веке сказалась мощная энергетика творчества Т.

Роман «в и МИР» способствовал вере в эпопею, диалектика души Т оказала заметное воздействие на модернистскую поэзию потока сознания. Т толкование духоаности до сих пор стимулирует нравтственные искания людей..

 

тема: творчество Достоевского (1821-1881

литер-ра:

1. РУССКИЕ ЭМИГРАНТЫ О ДОСТОЕВСКОВ.М 1994.

2. Н.В.Кашина. Эстетика Достоевского.ю М 1989.

3. Ю.И.Селезнев. В мире Достоевского.

4. Летопись жизни и творчества Достоевского в 3 томах. 1993.

5. Г.М .Фриндлендер..

6. Ф.М Достоевский .библиография произведений Д и литер-ры о нем. 1917-1965. М 1968

7. Годы,прошедшие не бесплодно(Достоевский и Омск): указатель литературы за 1860-2002гг. Е И Каткова. Омск 2006.

8. С.Белов. Достоевский и его окружение:энциклопедич словарь в 2 т. Спб 2001.

9. в Ветловская. Роман Д Бедные люди. Л 1988.

10. е а Акелькина. Записки из мертвого дома Достоевского:формирование поэтики очеркового повествования. Омск,2007.

11. Достоевский. Полное собрание сочинений и писем в 30томах.

12. Биография,письма и заметки из записной кники достоеского. Спб1983.

13. Леонид гросман. Достоевский. М ,1962.ЖЗЛ.

14. Юрий Селизнев.М ,1981,ЖЗЛ.

15. Л сараскина. М 2011.

 

 

достоевский- весь борьба.(Толстой).Д СВОЕЙ ТРУДНОЙ СУДЬБОЙ ОТРАЗИЛ ПЕРЕХОДНЫЙ ХАРАКТЕР РУС ЖИЗНИ 19 В. Век торгашеский,безжалостный к человеку,век ищущий,неустойчивый....метания в поисках праведной,правильной жизни. Это характерная особенность интелект жизни 50-60г. Сочетание светлого и темного,нестерпимая боль о униженном,страдающем человеке в мире насилия,власти ленег и неуменике найти выход из этого насилоия,кпование на хрисианствро,защита христианства. В страдании человек очиститься может. «Человек есть тайна, ее надо разгадать.»..в этом смысле, путь Д в искусство отмечен исключительной целеустремленнотью. Иска человек очиститься может. «Человек есть тайна, ее надо разгадать.»..в этом смысле, путь Д в искусство отмечен исключительной целеустремленнотью. Исканиям будет верен всю жизнь изображая все глубины души человеч приходит к открытиям.главное в нем-найти человека в человеке. Найти в человеке ущемляемом , искажаемом- человеческое. Достоевский не открыл эту истину.она была открыта до него. Важное-открыть идеал красоты. Поможет выделаться в человека.. Д возвеличивает Виктора Гюго.назовет «Отверденные»могучим произведением. Гюго- идея восстановления человека, капитальнейшее. Одним из первых это понял в критике Добролюбов. «Забитые люди»(про рман «Униженные и оскорбленные»)-это боль о человеке.