Лекция 7.

Нетрадиционная философия.

1 вопрос: Особенности нетрадиционной философии.

2 вопрос: Философия марксизма.

3 вопрос: Философия жизни.

4 вопрос: Экзистенциализм.

5 вопрос: Фрейдизм.

6 вопрос: Неопозитивизм.

7 вопрос: Прагматизм и неотомизм.

Разочарование в рационализм, в эмпиризме (согласно ему опыт – источник познания).

Складываются три подхода к предыдущему наследию:

1. Диалектический материализм, который базируется на положительных идеях, учениях предыдущего периода, но на этой основе развиваются новые идеи, новые учения, но с сохранением старого (Маркс, Энгельс).

2. Иррационализм – отрицание роли разума в познавательной деятельности и утверждение бессознательных начал в природе и поведении человека. Сюда относятся направления: философия жизни, экзистенциализм, а так же в определенной степени фрейдизм.

3. Неотомизм - Предлагает сохранить предыдущие учения и возродить их (учение Канта, Гегеля).

 

Диалектический материализм, или марксизм.

Его представители: Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), Владимир Ленин (1870-1924), Плеханов (1856-1918) и их последователи.

Объект Субстанция Механистический материализм Диалектический материализм
Материя Материя = вещество Материя = объективная реальность
Форма существования материи Материя, пространство и время не зависят друг от друга (субстанция) Материя, пространство и время - едины
Движение Движение – механический процесс (количественные изменения) Движение рассматривается, как развитие (качественные изменения)
Сознание / познание Познание – пассивное отражение Сознание и познание, как активные процессы отражения, в котором связаны чувства и логическое познание, познание – активная творческая деятельность
Проблема человека Природное существо Сущность личности – совокупность общественных отношений
Общество Идеалистическое учение, идеалистические взгляды на общество; причиной развития общества является: духовность, разумность человека Причина развития общества – экономический прогресс, учение об общественно экономической информации

 

Философия жизни (XIX век).

Представители: Дильтей (1833-1911), Ницше (1844-1900), Шпенглер (1880-1936), Бергсон (1859-1941), Шопенгауэр.

«Мир, как воля и представление». Воля к жизни.

Философия должна понять жизнь из нее самой. Бытие, как таковое. Смысл бытия можно объяснить через понятие жизни.

Дильтей говорит: «надо войти в жизнь», понять самого себя, постичь самого себя.

Ницше: жизнь - часть мирового порядка, «жизнь – есть воля к власти», воля – аккумуляция энергии, сил.

Становление – это бессмысленный хаос. Движение борьбы за превосходство. «Жизнь – специфическая воля к аккумуляции силы» - Ницше.

Произведения Ницше: «Так говорил Заратустра», «Воля к власти».

Мораль Ницше: ЧЕЛОВЕК НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ СЛАБЫМ!

Шпенглер: «Закат Европы». Идеалист, рассуждает о культуре и цивилизации. Наступает период, когда культура загнивает и наступает цивилизация. Цивилизация – гибель культуры.

Бергсон. Занимался проблемой творчества. Творчество – интуитивный процесс. Интуиция - постижение истины без предварительного логического осмысления.

 

Экзистенциализм.

Экзистенция – существование. Возникла в начале первой Мировой войны, в России. Основатель – Бердяев. Но со временем русских забыли и основателем стали считать Хайдеггера.

Философы: Хайдеггер, Сартов, Камю Ясперс, Кьеркегор.

Выделяют экзистенциализм: Хайдеггер, Камю, Сартов.

Религиозный экзистенциализм: Ясперс, Бердяев.

Кьеркегор: «Страх и трепет». Хайдеггер: «Время и бытие».

Эти философы полагали, что бытие, как объективная реальность – не существует. Нет в мире бытия, а есть бытие, как ничто. Согласно этому человек в этой жизни должен быть свободен от законов природы, законов общества. Он должен жить в таком мире, где над ним никто не будет господствовать.

 

Фрейдизм.

Основатель – Зигмунд Фрейд (преимущественно начало 20 века). Представители Фромм. Суть этой философии – рассматривает роль бессознательного в психике человека. Фрейд абсолютизирует роль бессознательного.

Психика

 

 

бессознательная сознательная

познание

 

чувства

 

мотивация

 

система ценностная ориентация

Перым разработал учение бессознательной психики.

Установка – готовность человека воспринимать.

Необходимой и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного.

Фрейд делит психику на три пласта:

1. Бессознательное - «Идеал-Я», «Оно».

2. Сознательное – «Я», «Эго».

3. Сознание – супер «Эго», супер «Я».

Согласно Фрейду бессознательное играет ведущую роль в поведении человека.

 

Карл Густав Юнг.

Коллективное бессознательное – то что досталось нам от первобытных времен: голос страданий, голос печалей, голос страсти и пр. Все что было, оно выливается в века.

 

Психика

 

 


бессознательная сознательная

 

Архетип познание

 

чувства

 

мотивация

 

система ценностная ориентация

 

Позитивизм (19 век).

 

I этап:

Позитивизм – философия науки.

Огюст Конт написал книгу «Курс позитивной философии» (в 6 томах). Там он изложил свой взгляд на философию. Прежняя философия – метафизика – исчерпала свои возможности. Он считает, что человеческий дух проходит в три этапа:

1. Религиозный – вера в сверхъестественное.

2. Метафизический, или когда философия опровергает догмы религии и вводит свои понятия: бытие, сущность, причинность.

3. Позитивный, который в свою очередь отрицает предыдущий этап, так как метафизика не может быть способом познания природы. Природу и природные процессы должны познавать частные науки. Философия не может объяснить природу как таковую, но она должна помогать научному знанию в построении системы знаний, систематизации, то есть некую служебную роль.

Нужно отделить научные знания от старой метафизики!

 

II этап:

Эмпириокритицизм – критика эмпиризма. Представилители Эрнст Мах, Рихард Авенариус.

Эмпириокритицизм - философское направление, родоначальником которого является Рихард Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми.

 

III этап:

Неопозитивизм (логический позитивизм), чуть позже его назовут аналитическая философия, является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Неопозитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого.

Представители Шлик, Карна и другие.

Верификация — проверка, проверяемость, способ подтверждения каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами. Если проверкой опытом подтверждается правильность этих предположений, то этот принцип называется верификацией. Значит вывод сделан правильно, следовательно – это научная идея.

 

IV этап:

Постпозитивизм.

Представители Карл Коппер, Кун, Локатос.

Пол (Пауль) Карл Фейерабенд — учёный, философ, методолог науки.

Основные работы:

  • «Против метода» (англ. Against Method: Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge, опубликована в 1975 году),
  • «Наука в свободном обществе» (англ. Science in a Free Society, опубликована в 1978 году),
  • «Прощай, благоразумие» или «Прощай, разум» в других переводах (англ. Farewell to reason, сборник статей, опубликованный в 1987 году).

Согласно Карлу Копперу движение научного знания заключается в том… принцип фальсифицированности – он говорит, что научное знание может быть истина не в результате действия, но и в результате постоянства…

Фальсифицируемость (принципиальная опровержимость утверждения, опроверга́емость, крите́рий По́ппера) — критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Р. Поппером в 1935 году.


Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен.

 

Отдельный прием – фальсификация.

Демаркация – отделение научного знания от ненаучного.

 

Кун написал книгу «Структуры научных революций». Дает обоснование структуры научных революций. В развитие революции есть несколько этапов:

1. Нормальная наука, то есть научное знание развивается определенной парадигме (норма, образец, основная концепция, основная теория, основное открытие, которое оказывает влияние на все научное знание или мировоззрение на определенном этапе развития).

(Законы механики объявляются универсальные и все подчиняется этим законам. Это все - парадигма механицизма­. Она господствует до XX века. Она способствуют движению и развитию науки (в период нормальной науки), но наступает период, когда в рамках этой науки…)

2. Аномальный этап науки, то есть возникает новая парадигма, которая сменяет старую. Парадигма механицизма сменилась парадигмой классической физики.

Локатос. Разработал концепцию научных программ, согласно которым наука является научным ядром, а вокруг нее околонаучный слой, на который направлены все атаки, то есть этот слой отбрасывает все концепции и теории (не нужные).

 

Фейерабенд. Эпистемологический анархизм. ВСЕ ДОЗВОЛЕНО!

 

Прагматизм заключается в следующем: истина то, что полезно, а философия и религия должны помогать в решении его жизненных проблем.