Ренессансный утопизм
Утопизм
Утопизм — направление в социальной философии, представляющее собой собрание различных моделей и проектов идеального общества. Название направления происходит от названия книги Томаса Мора «Утопия». Само же слово «утопия» переводится с древнегреческого языка как «место, которого нет».
Древнейшие варианты утопий имели место в античной мифологии, где существование идеального общества соотносилось с «золотым веком», оставшемся в далеком прошлом. Первой философской утопией можно считать модель идеального государства Платона. Одним из вариантов утопий являются и христианские представления о «царстве Божьем* на земле.
Для Средневековья характерно объяснение всех социальных бед в первую очередь греховностью людей и отступничеством от истинной веры (при этом представители каждой религии или секты истинной верой считали только свою). В рамках различных религиозных общин неоднократно предпринимались попытки создать на практике «кусочки» идеального общества. Продолжались такие попытки и позднее, например в период Реформации — создание Томасом Мюнцером (1490—1525) анабаптистской коммуны во время Крестьянской войны в Германии.
В эпоху Возрождения появляются модели земного идеального государства, где социальный гнет, нищета и человеческие пороки устраняются за счет разумного государственного устройства и правильного воспитания граждан (Т. Мор), к которым еще добавлялось развитие науки (Т. Кампанелла).
В Новое время — в XVIII и особенно в XIX вв. — появилось множество работ в рамках утопического социализма(Сен-Симон, Фурье, Оуэн), где акцент делался на необходимость общественной собственности на средства производства и справедливое распределение произведенной продукции.
В работах К. Маркса и Ф. Энгельса была выдвинута идея о том, что развитие человечества с неизбежностью ведет к появлению коммунизма,где имеет место общественная собственность на средства производства, господствуют отношения коллективизма, царит материальное изобилие и где каждый член общества получает «по потребности». Но путь к коммунизму проходит через социальные революции. Грандиозная попытка осуществить эту идею на практике имела место в России (1917—1991), а вслед за ней и ряде других стран. Как и все предыдущие, она закончилась неудачей.
Развитие ренессансного утопизма связано с именами Т. Мора и Т. Кампанеллы. Сюда же может быть присоединен и Фр. Бэкон, чья модель идеального общества («Новая Атлантида») соответствует в целом ренессансной, однако Фр. Бэкона принято считать первым философом Нового времени.
Томас Mop(More) (1478—1535)— английский гуманист, философ и государственный деятель (1529—1532 — канцлер Англии). Когда король Генрих VIII объявил английскую церковь независимой от папы римского, а самого себя — главой английской церкви, Мор отказался это признать, был обвинен в государственной измене, брошен в тюрьму и казнен. В 1886 г. католическая церковь причислила его к лику блаженных, в 1935 г. — канонизировала.
В 1516 г. Мор опубликовал трактат «Утопия»1,где изображено идеальное общество. Там все люди равны, нет частной и даже личной собственности, обобществлено не только производство, но и быт. Труд — обязанность всех граждан, распределение на работы производится в зависимости от потребностей общества и способностей граждан. Трудовой день длится шесть часов, чтобы оставалось достаточно времени и сил на здоровые наслаждения и развлечения. Самую тяжелую и неприятную работу выполняют преступники, имеющие статус рабов. Предметы потребления распределяются между гражданами «по потребности», в «Утопии» нет денег. В этом обществе царит материальное изобилие, но остается не ясным, за счет чего оно достигается. Основой политического строя является принцип выборности и старшинства. Утопийцы допускают различные вероисповедания и осуждают лишь атеизм.
Томмазо Кампанелла(Campanella) (1568—1639)— итальянский философ и политический деятель, с 1591 г. — монах-доминиканец. Неоднократно обвинялся в ереси. В 1598 г. возглавил заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорен к пожизненному заключению, провел в тюрьме 27 лет. В тюрьме написал большинство своих сочинений, в том числе «Город-Солнце».В этом идеальном государстве все равны, нет собственности и семьи, дети воспитываются государством, трудятся все, рабочий день — четыре часа. Активно развивается наука, и именно ее достижения облегчают жизнь и труд людей. Правителями являются ученые-жрецы, в государстве царит культ Бога-Солнца.
НАЧАТЬ!!!!!!!