Биографические сведения.

Ранняя схоластика IX—XII вв.

IX—XII вв. — это время становления в Европе национальных госу­дарств и их культуры. В конце XI в. начинается эпоха Крестовых похо­дов, которые позволили европейцам близко познакомиться с филосо­фией мусульманского мира (как мусульманской, так и еврейской), а через них — и с античной философией. Это дало мощный толчок для развития европейской культуры и философии, так что XII в. иногда условно называют «первым Ренессансом». В XII же веке в Европе появляются первые университеты, которые в дальнейшем станут цент­рами развития философской и научной мысли.

В IX в. жил и работал один из наиболее интересных философов раннего периода — Эриугена,создавший свой оригинальный синтез идей неоплатонизма с христианским вероучением.

Однако систематическое развитие схоластики началось только в XI в. Один из наиболее замечательных философов этого периода — Ан­сельм Кентерберийский,который первым попытался дать рацио­нальные доказательства бытия Бога.

Важным этапом в развитии схоластики стала деятельность Шартр­ской и Сен-Викторской школ. Основоположником Шартрской шко­лыпринято считать епископа Фульбера (умер в 1028 г.). Но ее рас­цвет приходится на XII в. и связан с именами братьев Бернара и Тьер­ри Шартрских, Гильома из Конша и др. Шартрская школа развивала в основном идеи платонизма. Имена вещей понимались как связанные с сущностью обозначаемых объектов. Эта связь объяснялась тем, что и множество конкретных объектов, и множество их имен считались про­исходящими от соответствующих универсалий (идей).

Сен-Викторская школа1 была основана Гильомом из Шампо в XI в., а ее крупнейший представитель — Гуго Сен-Викторский (1096—1141).

1 Свое название эта школа получила потому, что существовала при Сен-Викторском аббатстве в Париже.

Для деятельности этой школы характерен мистицизм. В своей работе «Дидаскалион» Гуго Сен-Викторский трактует видимый, чувственно воспринимаемый мир как знак невидимого мира: «Весь этот мир нечто вроде книги, написанной перстом Божьим».

Крупнейшим философом XII в. был Пьер Абеляр(1079—1142).

Иоанн Скотт Эриугена (Iohannes Scottus Eriugena)

Иоанн Скотт Эриугена (810—877) был первым крупным западноевропейским фи­лософом IX в. Шотландец1 по происхождению, он значи­тельную часть своей жизни провел в Париже, куда был при­глашен для перевода с греческого языка на латынь Арео­пагитик, автором которых считался Дионисий Ареопагит2. Основные труды. Эриугена не только перевел Ареопа­гитики, но и написал к ним комментарии, кроме того, ему принадлежат комментарии к ряду работ Максима Исповедника (крупнейшего визан­тийского комментатора Ареопагитик), а также к работам Григория Нис­ского, Августина и Боэция. Главные его произведения — «О божествен­ном предопределении» и «О разделении природы». Оба эти произведения были осуждены церковью, первое — еще при жизни Эриугены в 855 г., второе — в начале XIII в. Некоторые работы Эриугены были в 1684 г. внесены Ватиканом в «Индекс запрещенных книг».

Философские воззрения. Проблема знания и веры. Эриугена утверждал, что «истинный авторитет не противоречит правильному разуму, так же как правильный разум — истинному авторитету», по­скольку «оба они проистекают из одного и того же источника, а имен­но из божественной мудрости»3. Но при этом разум является первич­ным, и «авторитет рождается из истинного разума, но разум никогда не рождается из авторитета».

Проблема универсалий. В решении проблемы универсалий Эриу­гена стоял на позиции реализма. Он считал, что роды и виды, т.е. поня­тия большей и меньшей степени общности, существуют реально. При этом каждый род целиком и полностью содержится в своих видах, т.е. род «четвероногое» содержится в видах «собака», «кошка», «корова» и т.д. А каждый вид полностью содержится в конкретных вещах, т.е. вид «кошка» содержится во всех конкретных кошках. Роды и виды пред­шествуют конкретным вещам, как вторая природа — третьей, и только их существование является действительно реальным.

Онтология. Онтология Эриугены строится на базе неоплатонизма и Ареопагитик, в ней также явно прослеживаются идеи пантеизма, по­скольку утверждается единство Бога и его творения.

По мнению Эриугены, Бог открывается людям как природа четырех типов (схема 70).

Судьба учения. Эриугена оказал громадное влияние на всю куль­туру своего времени, а его философские и богословские идеи повлияли на дальнейшее развитие средневековой философии, и прежде всего платонизма. В эпоху Возрождения его идеи способствовали становле­нию пантеизма.

1 «Скотт» переводится как «шотландец».

2 Сейчас его принято называть Псевдо-Дионисий Ареопагит.

Ансельм Кентерберий­ский (Anselmus Cantuariensis)