Суфизм (Sufism)
Термин «суфизм», скорее всего, происходит от арабского слова «суф» — «шерсть» и в буквальном переводе означает «носящий шерстяные одежды»; одежда из грубой шерсти была признаком аскетов и отшельников1. Суфизм — это мистическое течение в исламе, зародившееся в VIII—IX вв. Помимо религиозно-философских воззрений, суфизм включает в себя определенную систему психотренинга и аскетической практики. Главной целью, к которой стремятся суфии, является слияние с Богом, что может быть достигнуто благодаря любви к Богу и его интуитивному постижению в состоянии экстаза. Для этого в суфизме практикуется умерщвление плоти, бесконечное повторение определенных молитвенных формул, особые танцы, включающие многочасовое кружение на месте т.д. Свои идеи суфии чаще всего излагают в виде притч, анекдотов и стихов с двойным смыслом.
Отношение суфизма к другим философским и религиозным учениям хорошо иллюстрирует притча о слепых, захотевших узнать, что такое слон. Каждый из слепых ощупал какую-то часть слона и начался бесконечный спор. Один, ухватившийся за ногу слона, уверял, что слон похож на колонну; другой, проведя рукой по боку слона, настаивал на
1 Но это не единственная гипотеза о происхождении данного термина.
том, что слон похож на стену; третий, схвативший хвост, говорил, что — на веревку и т.д. По мнению суфиев, представители различных философских и религиозных учений, как и эти слепцы, «ухватили» различные части истины, но не способны понять, что это лишь фрагменты целого1.
Основоположниками суфизма считаются египтянин Зу-н-Нун ал-Мисри и багдадец Абу Абдаллах ал-Мухасиби (IXв.). Ортодоксальные мусульманские богословы в X—XII вв. преследовали суфизм, но в XIIв. благодаря деятельности ал-Газали суфизм получает определенное признание, хотя спор о допустимости суфизма продолжается в исламе и до наших дней.
Оформление суфийского философского учения произошло в работах Ибн-Араби (1165—1240)по прозвищу Великий шейх суфизма. В его учении нашло завершение суфийское учение о единстве бытия, т.е. Бога (Творца или Первоначала), и Творения. Бог присутствует везде и во всем. Дух суфия должен «сбросить цепи множественности», которые присущи всем материальным объектам и в том числе человеческим телам, и тогда может прийти к единению с абсолютом, т.е. Богом (Аллахом)2.
Такое решение данной проблемы привело в суфизме к переосмыслению ряда фундаментальных проблем, например проблемы причинности, проблемы взаимоотношений вечности и времени. Время (как и у мутакаллимов) понимается как атомарное, состоящее из отдельных мгновений, но при этом суфии считали, что каждое мгновенье этого времени есть фиксация вечности. А так как в каждое мгновенье происходят два противоположных события — уничтожение и возникновение всех вещей, — то в результате получается, что в каждый атом времени мир вещей уходит в вечность, но в то же самое мгновение возвращается во временной ряд. Таким образом, время существует не только вместе с вечностью, но и является условием существования вечности.
Судьба учения. Суфизм оказал большое влияние на мусульманскую философию (особенно эпохи позднего Средневековья).
1 Аналогичная точка зрения на все иные философские и религиозные учения имеет место и в джайнизме (индийская философия).
2 Здесь наблюдается определенное сходство между суфизмом, с одной стороны, и ведантой и буддизмом (школы шакьявада) — с другой. Однако никаких сведений о прямых контактах представителей этих учений не известно.