Хронологические рамки Средневековья.
Регионы средневековой философии.
Часть II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
В эпоху Средневековья «география» философии значительно изменилась: философия не только продолжала развиваться в центрах своего возникновения (Индия, Китай, Греция — Рим), но и далеко вышла за их пределы.
Говоря о философии Древнего мира, можно было безоговорочно оперировать терминами «западная» (античная) и «восточная» (индийская, китайская). Но для эпохи Средневековья противопоставление «Запад— Восток» создает уже некоторые проблемы. Они связаны в первую очередь с появлением и развитием мусульманской и еврейской1 философии. Поскольку термин «западная философия» утвердился как синоним «европейской философии», то отнести их к западной было бы некорректно. Относя их к восточной, мы совершим еще большую ошибку: во-первых, мусульманская и еврейская философия гораздо ближе (по своему содержанию и характеру) к европейской, нежели к индийской, китайской и т.п.; а во-вторых, ряд центров мусульманской и еврейской философии территориально находился далеко на западе — на Пиренейском полуострове (например, в Кордове).
Поскольку в это время на культуру в целом и философию в частности значительное влияние оказывали мировые религии, то в качестве основных регионов, где проходило развитие философии, условно удобнее выделить следующие:
• буддийский мир;
• христианский мир;
• мусульманский мир.
Эпоха Средневековья обычно выделяется на базе событий европейской истории (т.е. в христианском мире). Ее условным началом является 476 г. — дата захвата Рима варварами. Впрочем, если говорить о рубеже в развитии собственно античной философии, то точнее будет назвать 529 г. — время
1 Основные центры еврейской философии находились на территории господства ислама.
закрытия последней языческой философской школы (Академии в Афинах). Конец европейского Средневековья и начало следующей эпохи, т.е. эпохи Возрождения — это середина XIV в. для Италии и начало XVI в. для Северной Европы.
Но эта европоцентристская (а точнее, даже западно-европоцентристская) периодизация не вполне соответствует ситуации в других регионах. Так, строго говоря, эпоха Возрождения пришла на смену Средневековью даже не для всего христианского мира, а только для его части — Западной и Центральной Европы1.
А для буддийского и мусульманского мира определение и начала, и окончания эпохи Средневековья представляет значительные трудности. Так, окончание Средневековья можно связать только с зарождением в этих регионах культуры Нового времени, что случилось не ранее второй половины XIX в. Аналогично и начало эпохи Средневековья в буддийском и мусульманском мире нельзя безоговорочно связать с V или VI в. и тем более с названными выше датами. Об истории мусульманского мира вообще можно говорить только начиная с VII в. (когда возник ислам). А для Индии и Китая, входящих в буддийский мир, условные даты начала Средневековья падают на период III—VI вв., для Японии — это VI—VII вв. и т.д.