Смотрим

Таблица 31. Направления в ранней христианской философии

Поскольку в соответствии с христианским вероучением главной целью человеческой жизни, является обретение райского блаженства, то важнейшее место в христианской теологии и философии заняла сотериология — учение о спасении, т.е. о путях обретения райского блаженства и приближения к Богу.

Филон Александрийский (Philo of Alexandria)

Биографические сведения. Филон (кон. I в. до н.э.- сер. I в. н.э.) — древнееврейский теолог и философ. Жил в Александрии; хотя он и придерживался иудейского вероисповедания, но изучал эллинис­тическую философию.

Филон первым попытался философски осмыслить религиозные идеи иудаизма, соединить Откровение и философию.

Основные труды. «О жизни созерцательной», комментарии на книги Ветхого Завета (главным образом на «Бытие»).

Философские воззрения. Аллегорическое истолкование Библии. Филон считал, что греческие философы черпали свою мудрость из Вет­хого Завета, где в иносказательной форме заключены учения Платона, Пифагора, Зенона и др. Божественная истина, приспосабливаясь к «че­ловеческой немощи» обретает форму аллегории, поэтому задача толко­вателя состоит в том, чтобы понять и объяснить тот глубинный фило­софский и религиозный смысл, который скрыт в библейских текстах.

Космогония и космология. Ветхозаветный бог Ягве (Иегова) выше платоновского Единого = Блага и является истинно сущим. Все, что людям о нем известно, это то, что Он существует, но мы ничего не знаем и не можем знать о Нем. Немногие избранные могут приблизиться к созерцанию Бога, достигнув состояния мистического экстаза. Но и при этом возможно только частичное постижение Бога.

Божество наполняет мир посредством присущих ему духовных бес­телесных сил — логосов.Филон трактует эти логосы, как платонов­ские идеи, но обладающие свойствами сперматического логоса стои­ков. Высший из этих логосов — Божественное Слово,это Сын Бо­жий, идея всех идей. Остальные логосы Филон называет ангелами. Совокупность логосов составляет идеальный, невидимый и умопости­гаемый мир. Телесный, чувственный мир создается Богом при помощи идей (по образцу идей) из материи, которая есть бесформенное, пассив­ное, отрицательное начало.

Учение о человеке (антропология). Человек — это соединение души и тела. Душа — носитель божественного начала в человеке; она существует до рождения тела, душа бессмертна, она источник движения и деятельности, в ней заключено все, что помогает человеку возвы­ситься. Тело человека материально, бездеятельно и косно, в теле нахо­дится все худшее, что тянет человека вниз, тело — темница для души.

Этика. Человек в силу своей телесности является изначально гре­ховным существом, тот, кто прожил хотя бы один день, уже нечист. Поэтому в силу своей греховности все люди равны перед Богом.

Целью человеческого существования является подражание Богу. Для этого необходимо покаяние, отречение от мира, аскетический об­раз жизни, очищение от страстей.

Судьба учения. Воззрения Филона были отвергнуты ортодоксаль­ным иудаизмом, но получили развитие в христианстве, прежде всего у Климента Александрийского и Оригена.