Тема: Проблемы философии.
Тема: Классическая греческая философия.
Аристокл (427-347год до н.э.), жил в Афинах, был учеником Сократа. Прозвище – атлетичный, крепкий, спортивный мужчина. Платон – «бог философии». В его учении есть все части философии.
Натурфилософия Платона (философия природы)
Платон выступает как объективный идеалист. Он делит мир на 2 части – одна часть – вещи, которые возникают, исчезают, чувственно воспринимаются, вторая – мир идей. Являющихся идеальными идеями вещей. Мир идей находиться за небом. На границе мира находить существо именующееся Демиургом. Наблюдает идеи и лепит вещи. Отношения между миром идеи и вещей описывает в терминах аллегории пещеры.
//у русских своеобразное восприятие времени – оно не конкретно, а оно растянуто между 2 вещами. Поэтому в один период времени русский не может заниматься одним делом.
Все предметы выстроены по нисходящей: небо-боги-люди-неодушевленные предметы. Структуру вещей Платон не исследует. В одном из диалогов задает вопрос «что такое знание?».
Познание по Платону – душа познает, находясь в мире идей отдельно от тела, с помощью Демиурга душа оказывается в теле, и при рождении душа все забывает. Процесс получения знаний по Платону – припоминание.
03.10.11
Антропология и социальная проблематика в философии Платона
Пытается определить, что такое человеческая душа. Душа – это воля (располагается в сердце, связана с телом), сознание (чувства, желания, аффекты, страсти и переживания – ниже воли в теле-руки, ноги, живот), разум (связан с головой человека). По мнению Платона, души разных типов, в зависимости от преобладания части души. Если преобладает разумная честь души – это мудрец, если вожделеющая - обыватель, если мужественная - воин. Если душа была долго в мире идей – разумная душа, если только родилась и сразу оказалась в теле – вожделеющая. Разумный человек много знает – поэтому много хочет и много может. Волевой – знает мало, может много. Обыватель – ничего не знает, мало может, много хочет. В зависимости от типов души строиться государство. Идеальное государство – где власть принадлежит людям с разумной душой.
Идеальное государство – аристократия, власть достойных. У власти – разумные люди. Они отдают распоряжения мужественным людям, формирующие корпус силовых структур и аналитиков, а они пинают обывателей до тех пор, пока те не начнут действовать верно.
«Мы имеет худшие типы государств» (Платон):
· Тимократия (пер. – власть честолюбцев). У власти военные или другие волевые люди (войны, поэты, учителя).
· Олигархия(власть богатых). У власти те, у кого много денег. Какая-то часть людей без власти и воли оказываются у власти, и начинается в государстве хаос.
· Демократия (власть никчемных). При демократии люди вместо себя отправляют представлять свои интересы других людей.
· Тирания(власть одного). Власть приводит к тому, что общество гибнет.
Платону не удалось внедрить с жизнь свою политику.
Аристотель из города Стагира. (384-322 г до н.э.). Первоначально – ученик Платона. У Платона была своя академия, которую он оставил своему племяннику. Аристотель обиделся на это и попытался создать собственную концепцию. Открыл свою школу – Ликей, на стадионе. Иногда учеников называют перипотетики. Аристотель суммировал и систематизировал все знания, которые были до него, и является «отцом» европейского знания. Родоначальник логики. Ему принадлежат такие термины как физика, химия, логика, социология, политология и т.д. 80% терминологии – учение Аристотеля.
О бытии (онтология).
Бытие бывает реальностью двух видов. Во-первых, вечный, неподвижный неизменной сущности, абсолютно абстрактный лишенный каких-то свойств (в принципе, в общем). Вещи воспринимаются чувственно.
//любовь – не чувственное восприятие
В число вечных сущностей входят начала и причины. Благодаря им и возникают вещи. Чтобы узнать, что такое вещь, нужно сказать из чего и для чего она. Причины бывают 4 видов:
1) форма (сущность). Одно или несколько свойств, создающих определенность вещи. Такие свойства, что если их убрать, то вещи не будет.
2) материя. Любой носитель, способный принимать форму. Существование формы и материи не гарантирует существование вещи, это лишь возможность существования вещи.
3) движущая причина:
· Природные (законы природы)
· Искусство. Причиной движения выступает что-то внешнее по отношению к материи .
4) целевая причина(на греч. – Энтелехия). Это приводит в действие движущую причину. По Аристотелю цель имеет все – и природные и искусственные объекты.
Гносеология (о познании).
«Разница между образованным и не образованным, как между живым и мертвым» (Аристотель). Прожить максимально комфортно и оставить после себя потомство – обычный человек, не вырастивший в себе душу.
Познание начинается с важнейшей способности души – ощущение – результат воздействия внешнего мира на человеческую душу. Ощущения всегда связаны с телом, не зависят от тела, являются идеальными (образы предметов, а не сами предметы). Ощущения – отпечатки формы в душе человека.
Вторая ступень познания опыт, как накопленные ощущения. Опыт – знание конкретного, отдельной жизни, вещей предметов. Чтобы жить хорошо опыта вполне достаточно.
Высший вариант познания – ум– способность воспроизводить предметы в мыслях. Ум не связан с материей, телом, а находятся в самой душе.
Лучше всего по Аристотелю – наука. Она знает причину в отличие от опыта. Наука существует ради самой себя, а не ради практической пользы. Большинство людей так и остаются на уровне жизненного опыта. Для развития науки нужно: досуг (свободное время), способность удивляться. Научный досуг – идеал человеческой жизни. Все что мы делаем, мы делаем для достижения досуга. Лучший из видов досуга – философия.
В социально-политической области
Аристотель использует подход – натурализм. Ищет естественные причины, механизмы развития. Самого человека Аристотель выводит из понятия общения. Человек – политическое животное. Вне общества человека нет. Вне общества либо животное, либо бог. Общение нескольких семей создает общество или государство. Причиной возникновения общества становиться взаимная польза (по принципу золотой середины – нет избытка, нет недостатка). В обществе Аристотель противник и богатых и бедных. Идеальное общество – экономика – такой тип общения, который позволяет жить хорошо самому и не мешать другим. Экономику удается создать очень редко. Хозяйство как сейчас – хремотистика (жадность и т.д.). Аристотель сторонник натурализма. Существующее неравенство людей есть естественным обоснованным.
«Когда-нибудь наступит время, когда орудия начнут работать сами (автоматос) и тогда рабов не будет. Пока этого нет, будут эллины и рабы».
Аристотель – автор европейского подхода к решению проблем, европейского стиля мышления. Ему удалось решить самые важные философские задачи. Аристотель не был уверен в бессмертии души.
Индивидуальная философия – обращается к личной жизни человека.
· Школа кеников;
· Школа Эпикура;
· Школа стоиков.
Главный вопрос философии – как жить, чтобы быть счастливым?
Киники.
Антисфен и Диоген из города Синопа. Для счастья, по их мнению, нужна автаркия – свобода. Искали возможность быть независимым. Свобода достигается за счет полного опрощения, отказа от волнений, потребностей.
//Диогена иногда называли взбесившимся Сократом. О нем есть много интересных историй.
Нам мешает быть счастливым:
· Наше тело (поэтому нужно научиться его контролировать);
· Наше имущество (нужно от него отказаться);
· Общественное мнение (не обращать никакого внимания).
//Диоген – самый гордый человек в мире, потому что он ни от кого не зависел.
Эпикуры.
Для них идеал для достижения счастья – атараксия (безмятежность). С точки зрения эпикура, одного из основателей, чтобы жить счастливо, нужно жить без страданий.
Вся философия эпикуров – умение уходить, избегать страданий. Страдание приносит страх и те желания, который мы не можем удовлетворить. Главная задача – научиться контролировать желания и страхи. Контроль над страхами – сила воли. 2 страха, с которыми мы не можем справиться простыми способами – страх перед богами и смертью. Богов не стоит бояться, потому что они далеко. Когда мы живы, смерти нет, когда мы умерли, нам уже бояться нечего.
У человека три вида желаний:
· Естественные и необходимые (жажда).
· Естественные, но необходимые желания.
· Не естественные и не необходимые, они обусловлены человеческим мнением.
Наибольшее наслаждение приносит исполнение первых, наибольшее страдание – не исполнение третьих. Следует отказаться от третьих, но удовлетворять первые и будешь счастлив.
Три позиции осталось сейчас от эпикуров:
· философское отношение к миру – пофигизм;
· идея маленьких радостей;
· идея разумного эгоизма.
10.10.2011
Стоики
Путь стоиков – путь не для всех, путь только для сильных людей. В качестве идеала жизни – апатия (с греч. – безразличие, бесстрастие).
Там где ты ничего не можешь сделать, ты ничего не можешь хотеть. Должен определить, что можешь сделать, остального не должен хотеть.
Человек может контролировать только 4 вещи, все остальное от него не зависит. Только от нас зависит:
· ум;
· мужество;
· умеренность (благоразумие);
· честь (достоинство).
Нужно просто заботиться об этих 4 сторонах своей жизни.
Стоики:
· Сенека.
· Марк Аврелий. Он был первым, кто обратил внимание, что у каждого человека есть история, что у нас есть куча предков. В Риме появляются кладбища. Марк Аврелий - «Жизнь это маленький мир между прошлым и будущим. Так как мало времени, нужно понимать, что ты скоро умрешь».
На стоиках и завершается становление философии того времени.
Проблема бытия в философии.
Бытие – целостная реальность, реальное существование объектов, предметов, идей, независимо от человека.
Проблема бытия включает много показателей. Мы рассматриваем картину мира – синтез представлений о структуре мира, о законах мира, о роли человека в мире, об элементах мира. У каждого человека существует достаточно большое количество картин мира. Картина мира – способ обрести какую-то уверенность в завтрашнем дне. Главные картины мира:
· научная. Картина мира с точки зрения природы, природного бытия. Представления о географии, биологии, химических реакциях и т.д.;
· религиозная. Задача – объяснить неведомое, недоступное науке.
· философская. Пытается синтезировать остальные и выдать какое-то целое представление о человеке, мире и т.д.