Психология.
Этика.
Социальные взгляды.
Учение о материи и форме (гилеморфизм).
Сущее и его виды.
Аристотель считает, что
Критика платоновской теории идей.
Логика.
Наука о последовательном мышлении и рассуждении (предпосылки à вывод).
Три закона логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего (можно погуглить).
+ силлогистика: вывод из двух посылок.
Пример силлогизмов:
1) Всякий человек – смертен
2) Сократ – человек
3) Вывод: Сократ – смертен.
Метафизика:
1. Критика теории идей Платона.
2. Понятие сущего и сущности, категории.
3. Гелиморфизм (о материи и форме).
4. Учение о причинности.
Ошибка Платона в том, что он отрезал мир идей от мира материи. Аристотель же не хочет отрывать сущность вещи от самой вещи.
Не существует чистых идей, не связанных с действительностью: существует только единичные и определённые вещи и взаимоотношения между ними. Идея отдельно от вещи не существует.
Метафизика изучает сущее как таковое, а не какой-то его аспект. Сущность – начало сущего.
Вводит высказывания о сущем – т.е. категории.Вводит 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос.
1. Сущность
2. Количество
3. Качество
4. Отношение
5. Место
6. Время
7. Положение
8. Действие
9. Страдание.
Сущность – причина самой себя, ни в чём не нуждается. Т.е. как бы аксиома в философии, говоря языком известного философа Андрея Копёнкина. Например, отдельная лошадь или человек. Неабстрактные понятия. Когда мы начинаем обобщать, это уже абстрактные понятия.
Сущности – первичные(находятся в вещах) и вторичные(сказываются о вещах).
Без формы нет материи, без материи нет формы.
Материя – это потенция, возможность(ограниченная формой). Всё сущее обладает формой и материей.
Бог– оформитель. Бог – высшая форма.
4 причины сущего:
1) Материальная (из чего)
2) Формальная (неотъемлемые характеристики)
3) Производящая (то, что привело материю к форме)
4) Целевая (то, для чего существует).
Реализация вещи – энтелехия.
Жизнь в государстве – естественное состояние.Государство – развитое сообщество общин. Аристотель – защитник рабовладения.
Политика Аристотеля.
6 типов государства:
1) Монархия
2) Тирания
3) Аристократия
4) Крайняя олигархия
5) Охлократия (власть толпы)
6) Полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Аристотель не демократ,потому что считает, что путём всеобщего голосования выберут не лучшего, а популярного. В этом, согласитесь, есть доля истины.
Аристотель излагает принципы, которыми должно регулироваться поведение.
Добродетель –привычка находить золотую середину.
3 типа души:
1) Растительная душа. Только естественные нужды.
2) Животная душа. Ощущение и самостоятельное передвижение.
3) Разумная. Практический рассудок + теоретический разум.