Психология.

Этика.

Социальные взгляды.

Учение о материи и форме (гилеморфизм).

Сущее и его виды.

Аристотель считает, что

Критика платоновской теории идей.

Логика.

Наука о последовательном мышлении и рассуждении (предпосылки à вывод).

Три закона логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего (можно погуглить).

+ силлогистика: вывод из двух посылок.

 

Пример силлогизмов:

1) Всякий человек – смертен

2) Сократ – человек

3) Вывод: Сократ – смертен.

Метафизика:

1. Критика теории идей Платона.

2. Понятие сущего и сущности, категории.

3. Гелиморфизм (о материи и форме).

4. Учение о причинности.

 

Ошибка Платона в том, что он отрезал мир идей от мира материи. Аристотель же не хочет отрывать сущность вещи от самой вещи.

Не существует чистых идей, не связанных с действительностью: существует только единичные и определённые вещи и взаимоотношения между ними. Идея отдельно от вещи не существует.

Метафизика изучает сущее как таковое, а не какой-то его аспект. Сущность – начало сущего.

Вводит высказывания о сущем – т.е. категории.Вводит 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос.

1. Сущность

2. Количество

3. Качество

4. Отношение

5. Место

6. Время

7. Положение

8. Действие

9. Страдание.

 

Сущность – причина самой себя, ни в чём не нуждается. Т.е. как бы аксиома в философии, говоря языком известного философа Андрея Копёнкина. Например, отдельная лошадь или человек. Неабстрактные понятия. Когда мы начинаем обобщать, это уже абстрактные понятия.

 

Сущности – первичные(находятся в вещах) и вторичные(сказываются о вещах).

 

Без формы нет материи, без материи нет формы.

Материя – это потенция, возможность(ограниченная формой). Всё сущее обладает формой и материей.

Бог– оформитель. Бог – высшая форма.

4 причины сущего:

1) Материальная (из чего)

2) Формальная (неотъемлемые характеристики)

3) Производящая (то, что привело материю к форме)

4) Целевая (то, для чего существует).

Реализация вещи – энтелехия.

 

Жизнь в государстве – естественное состояние.Государство – развитое сообщество общин. Аристотель – защитник рабовладения.

 

Политика Аристотеля.

6 типов государства:

1) Монархия

2) Тирания

3) Аристократия

4) Крайняя олигархия

5) Охлократия (власть толпы)

6) Полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Аристотель не демократ,потому что считает, что путём всеобщего голосования выберут не лучшего, а популярного. В этом, согласитесь, есть доля истины.

Аристотель излагает принципы, которыми должно регулироваться поведение.

Добродетель –привычка находить золотую середину.

 

3 типа души:

1) Растительная душа. Только естественные нужды.

2) Животная душа. Ощущение и самостоятельное передвижение.

3) Разумная. Практический рассудок + теоретический разум.