IV. Философское.
III. Художественно-эстетическое.
II. Религиозное.
I. Мифологическое.
Смешение естественного и сверхъестественного, желаемого и действительного и др. Мировоззрение первобытного человека. Характерно одушевление.Объект – предмет веры. Коллективно-бессознательная мудрость.Миф – матрица культуры (из него вырастает философия, религия, искусство).
Основной вопрос – откуда всё произошло.
Вырастает из мифа. Главный признак – вера в сверхъестественное, которое может вмешиваться в повседневную жизнь.
Религия | Философия |
Авторитет религиозных книг | |
Опирается на традиции, внутренний опыт | Подвергает сомнению даже бесспорное |
Функция – нормативная | Функция – познавательная |
Движется от ответа к ответу | Движется от вопроса к вопросу |
Социальный институт | Свободное дело каждой личности |
Подходит к миру (т.е. познаёт и оценивает) с точки зрения эстетической ценности. Вопрос: что такое красота?
Рефлективный тип мировоззрения. Размышление над собственным размышлением.
Основные признаки:
А) рефлективность –стремление к осознанности
Б) целостность –стремление к разнообразию
В) критичность– направленность к адаптации
Роль философии в культуре
Задача философии – предпочтение одних ценностей над другими.Философия – хранитель идеалов культуры, генерирует общечеловеческие культурные ценности.
Вопрос: является ли философия наукой?
4 критерия научности:
· -собственный предмет исследования (+)
· -собственный метод исследования (+)
· -взаимодействие с другими науками (+)
· -собственные законы и научные выводы (-)
Поэтому философия формально не является наукой, недонаука.Она затрагивает область сверхъестественного и непроверяемого.
С другой стороны, философия – вполне гуманитарная дисциплина.
Философия изучает субъективное(человек и мир). Рассматривает мир в целом. Имеет дело со смыслами и тайнами, а не законами. Попытка разбудить человека, разрушить в нём повседневность.
Разделы философии.
Философия:
1. Онтология (метафизика) – учение о бытии.
2. Гносеология (эпистемология) – учение о знании.
3. Этика (аксиология) – учение о ценностях.
1. Онтология –изучает наиболее общие, фундаментальные признаки бытия (вопрос – «что существует»).
Метафизика – учение о сверхчувственных (т.е. идеальных) принципах и началах бытия. Изучает также природу бытия. В ранней философии значение совпадало со значением «онтологии».
· Откуда появилось?
· Как соотносится бытие и небытие?
· Проблемы – виды бытия, пространство, и время, живое/неживое
· Направления– идеализм и материализм
Идеалистысчитают, что сознание первично по отношению к материи. Материалисты,соответственно, наоборот.
2.Гносеология (= эпистемология – в English and French). Исследует возможность человеком познания природы и самого себя. Главное понятие – истина.
Главные вопрос:
-что является источником знаний
-какие познавательные способности мы имеем.
Направления:
· Скептицизм(сомнение как признак мышления, сомнение в истине)
· Агностицизм(познание объективной действительности возможно только через призму субъективности)
· Гносеологический позитивизм (= оптимизм)
Проблемы – познаваемость мира, критерии истины, методы познания.
3. Этика.Изучает мораль. Основные категории – добро и зло.
4. Аксиология –учение о ценностях. Структура ценностного мира.
Другие разделы – эстетика (учение о красоте и формах прекрасного), антропология (учение о человеке), социальная философия (учение об обществе и месте человека в нём), логика (учение о мышлении).
Методы философского познания:
1. Диалектический (явления и объекты рассматриваются гибко, критически) – «и белый, и чёрный»
2. Метафизический (явления и объекты рассматриваются обособлено, статично и однозначно) – «или белый, или чёрный.
Функции философии (направления практического применения):
· Мировоззренческая
· Социальная
· Методологическая
· Гносеологическая
· Критическая
И др.
Мир вам. С любовью, Копёша.