Марксистская теория исторического процесса. Методологическое значение об учении о формации
Важнейшей идеей в марксизме является идея формации, это вытекает из методологической формации марксизма. Выделяют следующие типы общества:
1. Первобытно общинная
2. Рабовладельческая
3. Феодальная
4. Буржуазная
5. Коммунистическая
6. Иногда азиатская
Это типы общества. Поэтому можно сказать, что социальная философия Маркса анализирует типы философии, а с другой стороны описывает историю человечества. Это дает основание Беллу оценить философию марксизма очень высоко, он синхроничен.
Общественно-экономическая формация – это особый тип общества, цельная социальная система, которая функционирует, развивается по своим спец.законам, обусловленным данным способом производства.
1. Формации выделяются по способу производства (Ленин: Маркс впервые выработал объективный критерий) Маркс выделяет не только.
2. Выделение позволило Марксу сказать, что это цельный социальный организм, который функционирует по своим законам. Эти законы будут разными.
Методологическое значение: Марксу удалось выявить объективную типологизацию общества, показать определенный уровень развития общества, это определенная историческая эпоха, ему удалось увидеть повторяемость исторических процессов, поскольку Маркс смог показать повторяемость, отсюда Маркс открыл историю человечества в пространстве и во времени, это учение позволило показать единую логику развития человечества. Августин впервые – линейная концепция исторического процесса, универсальность человеческой истории, это определяется единством человеческого рода. Люди по своему роду одинаковы отсюда универсальность истории.
№2 Структура Общественно-Экономической формации.
2 элемента – базис и надстройка, материалисткой. Такой подход не соответствует духу учения Маркса, такой взгляд нельзя назвать материалистическим. Надстройка – это включает три компонента, духовный, отношение и учреждения (важное государство). Определяющим в базисе и надстройке имеют отношения. Отношения – это свойства людей. Соц. Субстанции игнорируется – это методология структурно функционального подхода(не носит материалистический характер). А Маркс материалист – он изучал индивида.
Маркс выделяет формации по способу производства. Способ производства – конкретное историческое единство производительных сил производственных отношений. Производственные отношения - это отношения в сфере производства. Производственная сила – это человек, а не труд, это орудие труда или средства труда, еще науку включают сегодня. В структуру еще включают предмет труда – вещные элементы.
Маркс определяет Производственные Силы и Производственные Отношения как разные характеристики развития человеческой сущности. ПС и ПО характеристики развития человеческой сущности даются в разных аспектах .ю СП у Маркса – пто которому он выделяет типы общества фиксирует есть характеристика уровень развития человеческой сущности. Исходя из этого типы общества выделяются по уровню развития человеческой сущности.
То есть в общество право, государство, ПС, ПО, все что нас окружает – это реализация сущностных сил человека, в обществе нет ничего чего не было в реализации сущностных сил человека. Право есть институт цивилизационного общества.