Предмет социальной философии и базовые понятия.
Предисловие критики политической экономии – нужно знать, а то 2 на экзамене.
4. Людвиг Фейербах раздел 3,4
5. Энгельс письмо Глоху Т37 стр.394-396
6. Ленин «Материализм глава 6, параграф 2
7. Т.23 Ленин
8. Гобозов «Философия как постижение эпохи»
9. Кражевов «материалистическое понимание истории» №1
10 .Семенов журнал новое и новейшее история №3
11. Даведюк «Социологический закон» 2001 год, №6
12. Орлов материалистическое понимании истории №4
13. глава 4, параграф 1 Мусаелян
14. Значение философии Маркса сегодня
15. Нужен ли нам Маркс №11,12
16. Бердяев «истоки русского коммунизма», «смысл истории»
17. Арон «этапы развития исторической мысли»
18. Рассл «Истории философии западной цивилизации» глава про Маркса
19. Поппер «открытое общество и его враги»
20. История цивилизации. Предисловие, введение и глава 1.
Есть разные подходы к пониманию предмета социальной философии. Предмет социальной философии – изучает предельно общие законы функционирования и развития общество как целостной системы. Философский взгляд - это изучение в общем. Философия изучает общество в целом.
Базовые понятия социальной философии:
1. Общество - есть высшая социальная форма материи, субстратной-функциональной единицей которой является человек. Общество – это обособившейся часть от материального мира, представляющего собой исторически развивающиеся. Общество возникает естественным путем. Более узкий смысл – это конкретный исторический этап в развитии человечества. Общество – это конкретное социальное образование, как государственное образование.
Общество есть не сумма людей, общество это сложный коллектив людей, где каждый выполняет определенную функцию. Аристотель говорил – что «человек не самодостаточное существо, он может существовать только в коллективе»: «человек – есть политическое животное».
Гегель общество – «это где все зависят от всех», Маркс «общество – это сложный коллектив людей (соц. организации), объединенное разными видами социальной связи, обусловленное специфических для данного общество существованием.»
Что объединяет людей в эту соц. организацию, что дает назвать социумом обществом? Их способ существования – это деятельностный способ существования – который помогает людям объединяться, это связи объединяет людей в сложный социальный механизм, это их родовой социальный признак. Деятельность сама их разная (охота, земледелие), с одной стороны объединяет, но с другой стороны у каждого народа свой – связи у людей приобретает свою особенность.
Общество – это сложный коллектив людей. Общество есть сложная социальная организация людей.
Подсистема общество – сфера общественной жизни – это область жизнедеятельности людей, которое обусловлено разделением людей общественной и потребностям обеспечения.
Производственная сфера, социальная, политическая, духовная основные сферы общественной жизни, каждая из них имеет сложный характер и имеет следующие элементы: люди, деятельность, отношения, вещные элементы этой сферы, учреждения, в рамках которой происходит организация данной деятельности.
Роль этих сфер неодинакова, одни духовную выделяют, другие политическую, с точки зрения Маркса – материальная сфера является важнейшей. Недостаточное внимание духовной сфере окажется и на материальной сфере.
Маркс определяющая роль материальная сфера – это методологический прием: право, гос-во, политические отношения, особенности идеологии.
Что есть человек?? Человек – есть социальное существо, поэтому он имеет родовые социальные признаки:
1. деятельность (труд как способ существования человека);
2. сознание (разум);
3. это отношение (определенные отношение к другим), Маркс «у животных нет сознательного отношения»;
4. свобода – тоже родовой сущностный признак человека;
5. характерно коллективность – он может жить только в общество;
6. человек обладает индивидуальностью, он должен иметь возможность обособляться.
Таким образом, есть много признаков, которые помогают относится человеку как соц. существу. Человек существует через отдельного человека.
Индивид – выделяется по родовым социальным признакам, по этим же признаком выделяется и социальный индивид, эти признаки есть у каждого человека в особенностях, это и делает его индивидом, который обладает определенными социальными признаками.
Человек является носителем определенных сущностный сил, это и дает выделять его социального существа.
Сущностные силы – формы выражения субъективности человек, его активном отношении человека к другим людям. Свобода есть форма выражения. В этом смысле он само утверждает самого себя и само выражает самого себя. Человек вообще индивидуалист. Индивида выделяют биологическом смысле. Сущность человека
Социальные качества личности:
1. это деятельность;
2. это установки;
3. социальный статус;
4. социальная роль.
Личность – это определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально значимых качеств.
Структура личности:
1. это знание или память;
2. культура;
3. деятельность;
4. свобода;
5. воля;
6. самосознание.
Труд и деятельность.
Труд (Маркс) – есть процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек своей деятельностью опосредует. Изменяя природу, человек и изменяется и сам.
Деятельность есть родовое сущностная черта человека, деятельность есть ничто иное, как выражение поведения, форма активного отношения к миру, которое выражено генетически. Пределы определяются наследственным кодом. Деятельность у людей имеет несколько иной характер, деятельность – это есть человеческого форма активного отношения к миру, содержание которого определяется способностями потребностями обусловленное уровнями его культуры.
Могла ли возникнуть желание у античного человека сходить и купить компьютер??? такой потребности не было. Если уровень не совпадает с уровнем, то говорят не цивилизованный, сама культура определяет его способности и потребности.
Понятие деятельность более широкое, чем труд, это активное отношение, труд это базовый вид деятельности, который обуславливает. Я человек и ничего человеческого мне не чуждо.ё