Строение материи

Каковы же те свойства, которые присущи всем предметам, всем явлениям окружающего нас мира и которые позволяют говорить о их материальности? Другими словами, как конкретно определить материю?

Классическое определение материи дал В. И. Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм». Он пришел к этому определению на основе анализа достижений естествознания конца XIX —Каковы же те свойства, которые присущи всем предметам, всем явлениям окружающего нас мира и которые позволяют говорить о их материальности? Другими словами, как конкретно определить материю?

Классическое определение материи дал В. И. Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм». Он пришел к этому определению на основе анализа достижений естествознания конца XIX —начала XX в. «Материя,—писал Ленин,— есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которначала XX в. «Материя,—писал Ленин,— есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Таким образом, материя — это не просто «строительный материал», из которого состоят все вещи, это не неизменные «кирпичики» мироздания, не однородная его основа. Под материей понимается бесконечное многообразие явлений, процессов, существующих вне сознания, вся объективная реальность.

Окружающие нас предметы обладают самыми разнообразными свойствами. Одни имеют большую плотность, другие — меньшую, у одних масса постоянна, у других она изменяется, одни способны лишь к простому механическому перемещению, внутри других происходят сложные химические, биологические превращения и т. д. Но когда говорится о материальности тел (например, атомов, электронов и т. д.), то имеется в виду следующее: эти тела со всеми их свойствами существуют объективно, независимо от сознания человека, а не являются порождением его фантазии, плодом его воображения.

Атрибутами материи, всеобщими формами ее бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Универсальными свойствами материи являются:

1. несотворимость и неуничтожимость;

2. вечность существования во времени и бесконечность в пространстве;

3. материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие;

4. детерминированность всех явлений;

5. неповторимость.

Рассмотрим более подробно каждое из свойств.

Несотворимость и неуничтожимость материи означает, что объективный мир самодостаточен, т. е. для его существования не нужно каких-то дополнительных сил. Никто материю не создавал и никто материю не может уничтожить.

Вечность существования во времени и бесконечность в пространстве означает, что материя была всегда и будет всегда, что у материи нет начала и нет конца.

Материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие. Под движением я понимаю не только механическое перемещение в пространстве, но и физические и химические превращения, биологические процессы и т. д. Переход материи из одной формы существования в другую (вещество-поле) – это тоже движение.

Детерминированность (причинность) - зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий. Ничего в материальном мире не происходит просто так, случайно. Все подчинено определенным законам и последующее развивается из предыдущего.

Неповторимость материи означает, что в объективном мире нет двух одинаковых объектов. Любой материальный объект индивидуален, будь то атом или вселенная. Другими словами, в материальном мире невозможно существование одного объекта в разных точках мироздания.

История философской мысли о природе и сущности человека (отрывок)

По словам Л.Н. Толстого, философия есть знание о человеческой жизни, дающее ответ на смысло-жизненный вопрос: "Для чего человеку жить?" Н.А. Бердяев подчеркивал, что проблема человека является для человека основной, и человек по сути дела "неустраним" из нее. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только познав самого себя.

Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. Известно, что в ту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть, как "малая Вселенная". Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко даже и враждебен человеку. Идеальное существование человека это жить все же в согласии с атим миром, в чем и состоит подлинная мудрость.

Поворот философской мысли к теме отдельного (отделенного) от Космоса человека принято связывать с именем греческого философа Сократа. Во многом благодаря ему стала постепенно сформироваться философская антропология. Сократ призывал человека заниматься углубленным познанием самого себя, выявляя свою нравственную позицию. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире - и этом и состоит подлинный смысл жизни человека. Позже Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Он полагал, что каждый человек способен избирать собственную траекторию бытия, т.е. жизненный путь. Философ Диоген предложил для осмысления тему аскетизма, под которым он понимал весьма скромный образ жизни, установку на умеренность во всем.

В древней философии рассматривались преимущественно отдельные стороны (аспекты) проблемы человека. Так, Демокрит решал вопрос о выделении человека из звероподобного состояния. Аристотель особое внимание обратил на социальные качества человека, охарактеризовав его как "политическое животное" с разумной душой. Платон обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личности. Эта же тема активно осмысливалась в древнекитайской философии (конфуцианство) В философии индийского буддизма центром внимания стала тема страданий человека и поиск путей их преодоления. Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время (в философии Древней Греции) были заложены основы гуманизма - идейного течения, которое рассматривает человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества. В целом же древняя философия делала акцент не столько на внутреннем духовном мире человека, сколько на его взаимоотношениях с миром внешним, с Космосом.

В философии средних веков господствовал теоцентризм как тип мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из его многочисленных созданий, тварное существо. И хотя он призван "владычествовать" над всеми иными живыми существами, он все же находится в иерархии мира несравненно ниже Бога как своего Творца и Спасителя. Человек есть, по выражению Бернарда Клервосского, всего лишь "лампада на ветру". Все зло в мире произошло не от Бога, а от свободной воли человека.

return false">ссылка скрыта

Философия средних веков полагала, что человек представляет собой существо, промежуточное между животными и ангелами. Будучи единством души и тела, он изначально раздвоен (двусоставен) и поэтому сочетает в себе и высокое и низкое. Его тело (плоть) бренно, смертно, а душа - бессмертна. По выражению Фомы Аквинского, тело - это "лошадь", а душа - ее "наездник" Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к нему и тем самым - в спасении себя.

Следует заметить, что философия средних веков в большей мере, нежели древняя, обратила внимание на внутренний (духовный) мир человека. Тем самым создавались предпосылки для отрыва человека от внешнего (природного) мира и постепенного противопоставления ему.