Духовная провинция в драматургии А. Вампилова.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6. Драматургия второй половины XX в.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5. Человек свободный в романе Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4. «Праведники» и «грешники» в деревенской прозе 60-х –70-х гг. (Сопоставительный анализ типологии персонажей В. Распутина и В. Шукшина).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3. Повесть В. Астафьева «Пастух и пастушка».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. Молодёжная проза 60-х годов и её эволюция во времени.

 

План:

  1. Типологические черты молодежной прозы:

а) тип героя;

б) функции бытовых подробностей;

в) особая эстетика: обилие цитат, временные «скачки»

г) предпосылки и формы проявления оптимизма

д) ощущение общности и способы его эстетического оформления в произведениях.

 

Литература:

  1. Художественные произведения: В. Аксёнов «Звёздный билет», «Затоваренная бочкотара», «Остров Крым», «Золотая наша железка» («Юность». 1989. №№ 6-7) – одно на выбор.; А. Гладилин «Репетиция в пятницу» («Юность», 1991, № 2); В.Войнович «Путём взаимной переписки».
  2. Славкин В. Расскажи, о чем тоскует саксофон// Юность. 1991. № 6,7.

 

 

План:

  1. Жанровая и композиционная структура повести.
  2. Поэтика заглавия и подзаголовка повести. Особенности реализации мотива, намеченного заглавием, в тексте повести.
  3. Концепция войны В. Астафьева и её реализация в структуре сюжета и характерологии повести.
  4. Причины смерти Бориса Костяева и гибели Мохнакова.

 

Литература:

  1. Вахитова Т.М. Современная пастораль. Повесть В. Астафьева «Пастух и пастушка»// Структура литературного произведения. М., 1984.
  2. Швец Т.П. Единство противоположностей (К сравнительному анализу повестей В. Астафьева «Пастух и пастушка» и В. Быкова «Знак беды»)// Из истории советской литературы. Пермь, 1992.
  3. Якименко Л. Литературная критика и современная повесть. Суждения и оценки.// Новый мир. 1973. № 1.
  4. Яновский Н.Н. В. Астафьев. М., 1982.

 

Задание: По любому литературоведческому словарю отработать понятие «пастораль».

 

Примечание: Читать повесть можно в любом издании, однако стоит учесть, что между изданиями разных лет существуют достаточно серьезные расхождения.

 


 

План:

  1. «Праведники» и «архаровцы» В. Распутина как основа типологии характеров его прозы: а) способы создания характеров; б) отличительные черты обоих типов; в) концепция личности В. Распутина.
  2. «Чудики» и чудачество как способ нравственно-эстетического познания человека и жизни в прозе В. Шукшина.
  3. Диалектика общего и различного в прозе В. Распутина и В. Шукшина.

 

Литература:

  1. Художественные произведения: В. Распутин «Прощание с Матёрой», «Пожар», «Последний срок» (последнее произведение читается по желанию); В. Шукшин «Чудик», «Миль пардон, мадам!», «Как зайка на воздушном шаре летал», «Сураз», «Вечный двигатель», «Сапожки» и др.
  2. Горн В. Личность, книги. Барнаул, 1990.
  3. Золотусский И. Донкихоты из Витека// Новый мир. 1986. № 7.
  4. Котенко И. Валентин Распутин. М., 1988.
  5. Курбатов В. Хлеб насущный// Литературная учёба. 1990. № 3.

 

План:

  1. Личность и творческое наследие Ю. Домбровского.
  2. Смысл заглавного образа и его функционирование в структуре романа.
  3. Система характеров в романе. Зыбин как новый тип героя, доминанты его характера.
  4. Философская и эстетическая значимость фрагментов из истории христианства в романе.
  5. Метафорический и символический образ краба в романе и его роль в сюжете и философии романа.

 

Литература:

  1. Золотусский В. Палачи и герои. Крушение абстракций. М., 1989.
  2. Непомнящий В. Homo liber (Юрий Домбровский)// Новый мир. 1991. № 5.
  3. Пискунова С. Эстетика свободы// Звезда. 1992. № 1.
  4. Семенова С. Образ Христа в современном романе// Новый мир. 1989. № 11.

 


 

План:

  1. Особенности «родословной» А. Вампилова-художника. Внутренняя близость к деревенской прозе и элементы полемики с ней. Специфичность характеров и обстоятельств драматургии Вампилова.
  2. Пьеса «Прошлым летом в Чулимске» как фокус театра А. Вампилова:

а) символическая многозначность места действия;

б) система характеров в пьесе;

в) особенности развития сценического действия в пьесе (система событий и их иерархия в пьесе);

г) сквозные мотивы в пьесе и их смысловая нагрузка;

д) характер авторских ремарок, их взаимодействие с монологами и репликами персонажей.

 

Примечание: На основе материала практического занятия и просмотра экранизации пьесы А. Вампилова «Старший сын» составить список типологических черт драматургии писателя.