Глобальные проблемы

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

2.

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

Билет

1.Философия Нового времени 17в.Характерные черты и особенности.

На рубеже 16-17 вв. в Европе происходит целый ряд социальных и экономических изменений: -буржуазные революции(Нидерланды, Англия), которые были подготовлены развитием промышленности. Сформировался новый класс общества – буржуазия. Развивалась наука, в которой главное место занимала механика, это связанно с растущей промышленностью, были необходимы естественнонаучные знания. Начинает изменятся мировоззрение людей, происходит отрешение от религии. Общество убеждается что влияние религии тормозит развитие науки. Против существования религии никто не возражает, но в дела науки она не должна вмешиваться. Появляется теория двойственной истины. Наука дает нам знания о мире природы и сфера науки должна быть ограниченна. Научные знания получаются с помощью научных методов. Религия же должна иметь свой предмет изучения – бог(наука богословия –дает религиозные истины). Появляется убеждение что наука и философия не должны заниматься религиозными истинами, а должны изучать окружающий мир. Перед философией должны стоять новые задачи, должна заниматься разработкой метода научных исследований. Существует 2 метода: эмпиризм и рационализм.

· Эмпирический метод – признание ведущей роли опыта в познании мира. Познание начинается с чувственного восприятия, а в дальнейшем оно нуждается в опытной экспериментальной проверке. Научное знание сводится к опытному знанию. Достоверное знание – то, которое основано на опыте, экспериментах. Широко применяется науками. Использовали индукцию – порядок движения мыслей от частного к общему.

· Рационалистический метод – способ получения знаний – данные полученные с помощью разума. Использовали дедукцию.

Существовал спор между методами, но позже разрешается – нужно пользоваться 2-мя методами.

2.Чувственное познание. Познавательные способности человека связанны с органами чувств. Человеческий организм устроен таким образом что у него есть органы чувств. Система чувств направлена во внешнюю среду. Внешняя среда отражается в нашем сознании в виде определенной информации. Таким образом наши чувства представляют канал связи между человеком и окружающим миром. Этот канал дает возможность получать нам информацию об окружающем мире. Существует 3 формы: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – соответствуют отдельные свойства предмета (получаем определенную информацию об отдельных сторонах предмета). Восприятие – соответствуют системе свойств предмета (имеем больше количество ощущений, некий комплекс ощущений). Группа воспринятых ощущений создает в нашем сознании целостный образ предмета, он должен удержаться, и здесь формируется представление. Представление – чувственно-наглядный образ предмета, сохраняемый нашим сознанием после того как предметы перестали воздействовать на органы чувств(субъективный, идеальный). Представление удерживается довольно таки долго. Мы можем вспомнить образ после истечения определенного срока. Представление – высшая форма познания, связывает чувственное и рациональное познание.

 

1.Характерные черты и особенности философии позитивизма. Позитивизм- это философское направление, которое исходит из того, что подлинное, т.е.позитивное знание может быть получено только отдельными специальными науками о природе, т.к. другие науки полного знания не дает , т.к. основываются не на фактах, а миоровозренческих основаниях. 1 историческая форма сложилась в 30-ые годы 19 в. Во Франции. Родоначальником этого течения явл-ся О. Конт. Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной. Смыслом науки являлось не объяснение, а описание вещей. Описание может ответить на вопрос «Как?». Описывает конкретное состояние фактов. Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод.

2.Социальная система общества. В процессе материального производства возникает разделение труда и специализация. И именно это порождает в обществе социальную дифференциацию, т.е. в обществе возникают относительно обособленные друг от друга социальные общности людей. В общностях выделяются группы. Социальные группы отличаются друг от друга наличием общих идей, интересами и потребностями, образом жизни, место в общественном разделении труда и выполняют разные роли в процессе производства. Важнейшим элементом являются социальные общности и социальные группы: - более целостные объединения людей, отличающиеся наличием общих социальных признаков: интересы, образ жизни и т.п. Социальные группы подразделяются на большие и малые. Малые- семья, трудовой коллектив, характеризуется близостью составляющих ее членов, группы где действуют личные контакты, неформальные отношения. Большие социальные группы- классы, этнические группы, возникают исторически, играют важную роль в обществе. В социальной системе общества- особый вид отношений. В классовых отношениях важно место занимаемое в обществе, этнические отношения более сложные, складываются на основе общей теории, языка, традиций, ритуалов( род, племя, народность, нация). Классы- большие группы людей, различающиеся по экономическому, политическому, социально-психологическому признаку; но главным признаком классов является экономический. В доиндустриальных общностях также существуют такие социальные группы как сословия- группы людей различающиеся юридическими или основанными на обычаях и передаваемыми по наследству правами и обязанностями(сословие христианство). На сегодняшнее время рад стран все еще остается в традиционном обществе. В индустриальном обществе сословных отношений нет, они отходят от этого. Развитие общества сопровождается развитием его социальной структуры и появлением целой сети социальных институтов. Социальные институты- социальные и политические организации( государство). В качестве социального института- институт образования, система науки.

 

 

1.Философская система Платона.(427-347 г до н.э.) – был учеником Сократа. В отличии от учителя он оставил большое письменное наследие. По концепции Платона в мире первоосновой всего является разум(концепция объективного идеализма). По его представлению окружающий мир можно поделить на мир идей и мир вещей. По его мнению окружающий космос представляет царство вечных идей (эйдесов). Этот мир является совершенным и вечным. Мир, в котором мы живем – это мир вещей. Вещи несовершенны и не вечны. Идеи уничтожиться не могут. Соотношение идей и вещей это соотношение вечного и единичного. По его мнению подлинное существование имеют только идеи. Подлинное бытие – то, что существует вечно. Понятие «идея» - центральная категория в философии Платона. Идея вещи - нечто не материальное, а идеальное. Идея- смысл сущности вещей. В идеи по его мнению воплощается вся космическая жизнь. Она управляет Вселенной. Идеи – это те образы, по которым из бесформенной материи организуются реальные вещи. Высшая идея – идея абсолютного добра – некий мировой разум. Связь между миром вечных идей и миром вещей осуществляет человеческая душа. Душа, по его мнению, принадлежит миру людей. Какое-то время душа находится в человеческом теле. Душа- это то что руководит поступками человека, но человек не фатально подчиняется ее требованиям. Душа отягощается всем плохим, безнравственным. В идеале душа должна быть такова, чтобы она смогла подняться в мир идей. Это возможно, если человек вел нравственный образ жизни. Процесс познания тоже связан с человеческой душой. Она как бы припоминает все те идеи, с которыми она была знакома в прежней жизни – это и лежит в основ теории познания Платона. Высшее знание – знание сущности, а не самих вещей. Знание о вещах мы можем получить с помощью органов чувств. Чувственное познание о сущностях вещей нам сказать ничего не может. Чувствами сущности вещей не познаются. Это может делать только разум. Платоновские идеи были поддержаны средневековой христианской философией. Взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывал тем, что человек не способен выжить один. Поэтому люди чтобы сохранить человеческий род вынуждены объединятся в определенные сообщества. Платон пытался создать некую философскую модель идеального государства. Он исходит из того что люди не равны по образованию, по уму. Поэтому управлять должны наиболее умные, знающие- представители аристократии. Идеальное государство –аристократическое. На практике такая идеальная форма управления бывает очень редко. Олигархия-власть кучки людей. Демократия – плохой вариант государства, т.к. к власти могут прийти люди только обещающие.Самая плохая форма- тирания.

return false">ссылка скрыта

2.Стурктура и функции Ф. Ф имеет определенные разделы научного знания. Структурные элементы- философские теории, которые рассматривают одну из сторон материального мира. Составные части Ф: - история Ф; - Философская теория(онтология(учение о бытие), гносеология(теория познания), аксиология(наука о ценностях), методология( методы познания), антропология(о человеке),праксиология(теория практики)); - Социальная Ф(теория общества). Ф располагает базовыми понятиями- философские категории, выражают общность отдельных составляющих предмета Ф.(бытие, материя, природа, движение, закон, сущность и т.п.). Функции Ф(задачи которые решает Ф): -мировоззренческая(создание основы научной картины мира); - методологическая( направляет деятельность др. наук); - теоретико-познавательная(приращение нового знания); - аксиологическая( ориентирована на определенную систему ценностей). Методы: - Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. - Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: Обособлено, Статично, Однозначно. - Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. - Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. - Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. - Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

1.Ф эпохи Просвещения. Научные знания полученные еще в 17 веке, которые были достоянием довольно узкого круга ученных в 18 веке становятся всеобщим достоянием. Рационализм- инструмент познания человеческий разум. Эмпирическое познание отходит на 2 план. Рационализм более предпочтителен в познании. Рационалистское философское течение считает что человеческий разум способен преобразовать человеческий мир, вывести людей из невежества. Человек обладает разумом и знанием. Он должен подчинить природу, должен стать властелином этого мира, одновременно должен перестроить существующие общественные отношения. Появляется сциентизм- это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Научные знания- это высшая культурная ценность. Обладание научными знаниями для хорошей жизни. Наибольший вклад внесли французские философы 18 в.. Наметилось 2 направления: -материалистическая философия(сделаны попытки объяснения материального мира и природы); -идеологическая философия(Ф общества). Материалисты- Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Дидро. Они исходили из принципа материального мира, понимали его в механической форме. Объясняют с позиции материалистического механизма. Гольбах пытается объяснить не только неживой мир, но и мир материи. Материя существует сама по себе, все материальные объекты состоят из атомов, эти материальные объекты никем не создавались , ни какой внешней силы по отношению к материи нет- полностью отрицается наличие бога в каком либо виде. Реальность – это то, что воздействует на наши чувства. Закон детерминизма- все что происходит в мире - научный принцип, согласно которому «одни и те же причины производят одни и те же действия», причинно следственная связь. Мышление понимается как функция мозга человека. Человек не отделяется от мира природы, отличается только более тонкой нервной системой, по отношению к животным. Специфическими особенностями является раздражительность и чувствительность. Этими свойствами обладают многие живые существа, т.е. человек понимается как существо, которое способное отражать окружающий мир и предметы окружающего мира. Представления, которые формируются у человека, откладываются в его памяти и фиксируются. Дидро- особенностями жизни являются раздражительность и чувствительность. Этими свойствами обладают многие живые существа и человек в том числе. Человек понимается как существо способное с помощью разума отражать окружающий мир в его мозге, в памяти откладывается представление. Материалисты ставят задачу все объяснить с помощью науки. Идеологическая Ф. Связанна с попыткой объяснения общественных отношений. Представитель- Жан Жак Руссо. Он приходит к выводу о том, что общественные отношения несовершенны. Причина того что общество не может стать лучше то, что общество устроено неправильно, должно основываться на равенстве и справедливости. Причиной социально неравенства и несправедливости является частная собственность и государство. Бедность и богатство развращает людей. Неравенство людей выражено в 2 формах: -физическое неравенство(люди рождаются разными); - социальное(то, что общество создало само). Руссо в качестве выхода предлагает – устроить общество более разумно, убедить богатых перераспределить эту собственность, отдав часть ее наиболее бедным людям. Идеи Руссо были исполнены в Великой Франц. Революции.

2.

 

1.Ф эпохи эллинизма. Основные направления. Элино-римская Ф представляет завершающий этап Ф(4-3 в. До н.э.). Это период кризиса в античной Ф. Появляется ряд теорий. Они касаются построения модели взаимоотношения человека и общества.

· Эпикуреизм- создатель греческой Ф Эпикур, затем Лукреций. В этой Ф затрагиваются проблемы структуры мира. Эпикур обращается к идее атомизма. В основе всего лежат атомы. Эта Ф затрагивает ряд различных проблем. Задача- философское учение о поведении человека. Смысл человеческой жизни это получение удовольствия. Чтобы добиться наслаждения нужно избавиться от страдания. Для достижения блаженства человек должен преодолеть страх перед загробным миром. Чтобы страха не было, человек должен понимать что его душа смертна, как и тело. Человек должен осознавать все вещи: «Пока мы существуем- нет смерти, когда есть смерть- то нас уже нет».

· Стоицизм- Ф эллинистическая. Авторами были римляне, сирийцы- Марк Авремий. Бог – форма мира, управляет всем сущим, руководит жизнью человека. Логос- судьба. Люди подчиняются судьбе и необходимости. Человек- существо общественное. Главный смысл жизни- благо государства, общества. Человек должен подняться выше личных потребностей. Более того стоицизмом считается что во имя блага человечества человек должен принести свою жизнь ему в жертву.

· Скептицизм- в центре этой Ф – мысль о невозможности однозначных суждений о предметах. Представитель- Геррон. Наше восприятие вещей не дает однозначного знания. В процессе познания возникают заблуждения. Скептицизм сомневается в возможности получения окончательного знания. Раз мы не можем иметь достоверного знания, мы должны воздерживаться от суждений. Воздерживаясь от этого он приобретает невозмутимость. Человек не должен делать выбор между противоречащими друг другу суждениями. Делая выбор мы лишаем себя внутреннего спокойствия. Этих страданий нужно избегать.

 

2.Понятие движения. Формы. Движение- это способ существования материи, существование любого материального объекта. Возможно только взаимодействие эго элементов. Взаимодействие приводит к изменению свойств отношений и состояний объекта. Именно изменение и обозначается в Ф – движением. В современной Ф понятие движение истолковывается в самом широком смысле, как изменение вообще, т.е. движение- это любое изменение. Понятие движение связывается с понятием покоя. Движение- абсолютное, покой- нечто относительное. Движение характеризуется рядом признаков- всеобщность, универсальность, противоречивость, абсолютность, непрерывность. В основе движения, как изменения вообще лежат противоречивые процессы, которые характерны для материального мира. Это процессы- возникновения и уничтожения, устойчивости и изменчивости и ряд др. Все эти процессы присущи миру. Процессы связанны с преобразованием качества предметов, с их изменением. Именно эти процессы лежат в основе движения. Выделяется несколько форм: -наиболее простой- физическое движение- это движение атомов и др. составных структур внутри содержания; -химическая форма- движение на уровне молекул. В мире живой природы- логическое движение; -социальное движение- это жизнь человеческого общества. Процессы связанные с движением могут развиваться в 2-х направлениях. На этом основании выделяют понятие развитие- связанно с тем что те или иные вещи в процессе развития переходят от наиболее простых форм к наиболее сложным. Это усложнение качества вещи- понятие прогресс, означает развитие, может идти и в обратную сторону , может носить регрессивный характер, от совершенного к менее совершенному.

 

1.Западная Ф 20в. Основные направления. Это неклассическая Ф. Западная Ф- это очень большое количество философских направлений , школ. Ведущие теории Ф: - феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, экзистиционализм и др. Феноменология- наука о феноменах. Родоначальником является Э.Гуссерль. Феноменологию характеризует ряд внешне трудносоединимых черт: почти банальный замысел обратиться наконец к сути ве-щей, отбросив поверхностное мнение о них, замысел, который в чем-то сродни восточным медитативным техникам, цель которых – также погружение в мир чистых сущностей; сугубо европейское благородное стремление следовать строго установленным критериям точности и связанное с ним стремление превратить философию в науку, при этом подспудная и явная критика позитивизма. Феноменология- строго научная Ф о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия. Представляла логические принципы, которые дают возможность очистить сознание от его содержания. Феноменология является наукой обобщенной, где дается описание фактов. Феноменология исследует и приводит в систему априорное в сознании. Феноменология, отвлекаясь от существующего, рассматривает сущности — возможное, априорное в сознании. Методами осуществления феноменологического исследования являются непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции. Непосредственное созерцание, как метод феноменологии, означает, что последняя является дескриптивной наукой, и её материалом служат исключительно данные непосредственной интуиции. Феноменологические редукции делятся на три вида. Во-первых, чистая феноменология отвлекается от естественной установки, то есть наивной погружённости во внешний мир, и сосредоточивает внимание на самом акте (переживании) сознания, в котором мир нам даётся (феноменолого-психологическая редукция). Во-вторых, феноменология берёт эти переживания сознания не как конкретные факты, а как идеальные сущности (эйдетическая редукция). В-третьих, феноменология не останавливается на редукции к переживаниям сознания, и далее уже не только внешний мир, но и сферу душевного, сознание — как поток переживаний конкретного эмпирического субъекта — редуцирует к чистому сознанию (трансцендентальная редукция). Позитивизм- это философское направление, которое исходит из того, что подлинное, т.е.позитивное знание может быть получено только отдельными специальными науками о природе, т.к. другие науки полного знания не дает , т.к. основываются не на фактах, а миоровозренческих основаниях. 1 историческая форма сложилась в 30-ые годы 19 в. Во Франции. Родоначальником этого течения явл-ся О. Конт. Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной. Смыслом науки являлось не объяснение, а описание вещей. Описание может ответить на вопрос «Как?». Описывает конкретное состояние фактов. Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Эмпириокритицизм- основатели Э.Мах, Р. Авенариус. Это Ф критического опыта на рубеже 19-20вв. Нужно очистить данное опытом от любой метафизики. Опыт состоит из ощущений. Является элементами мира. Ф предлагает науке основываться на фактах имеющих опытную форму и воздерживаться от обобщения, оценок, истолкования. Неопозитивизм- зараждается в 20-е годы, сосредотачивает свое внимание на аппарате и научном мышлении. Рассматривает вопросы математизации науки, связанные с логикой и языком науки. Неопозитивизм видел задачу не в систематизации и обобщении данных конкретных наук, а в деятельности по анализу языковых форм знания.
Предметом философии, по мнению неопозитивистов, должен быть язык, и прежде всего язык науки, как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке. Метафизика теперь рассматривается не просто как ложное учение, к как лишенное смысла с точки зрения логических норм языка. Основатель Витгенштейн- логический позитивизм. Научное знание должно быть очищено от тех, которые не имеет определенности. Язык должен быть ясен и однозначен. Постпозитивизм- занимается проблемами выяснения науки в обществе и метод научного познания. Наиболее видные представители- Поппер, Кук, Лакатос. Главная проблема-развитие научного знания, как возникают новые теории? Как их принимают? Критерии научности? Проблема взаимосвязи эмпирического и неэмпирического. Прогматизм- Ф США, представители исходят из того, что Ф должна находить способы решения человеческих проблем. По мнению Бирса наши знания о предмете являются несколько несовершенны.. Истина- отчетливое непротиворечивое знание. Истинность устанавливается как главная степень получения знаний, должна решать практические задачи. Экзистенезиализм- Ф существования. Эта Ф направлена на исследование проблем человека, его сущности и выяснения смысла. Хайбирген. Согласно этой Ф человек как бы постоянно находится пред миром смерти, он в состоянии ответственности за свои поступки. Жизнь человека приобретает рационализм.

2.Политическая система общества.- совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения в обществе. Политические отношения- отношения по поводу власти. Каждое общество имеет определенную систему власти и она является довольно сложной. Развитое общество имеет достаточно развитую политическую систему, развитую систему власти. Центральный элемент- государство. Государство регулирует политические отношения в обществе с помощью юридических законов, принуждая в случае необходимости к выполнению установленных норм Права. Государство важнейший социальный юридический институт общества, наделенный властью над определенной территорией. Политическая власть осуществляется в пределах границы. Государство как политический институт имеет определенные признаки: -наличие публичной власти( власть обособленная от общества, власть стоит над обществом); -власть это возможность отдавать приказы, применять санкции по отношению к тем кто не соблюдает приказы); - суверенитет( полнота власти, независимость во внешне политических отношениях); -наличие территории на которой распространены законы и полномочия власти; -исключительное П на создание законов и норм обязательных для всего населения; -право на взимание налогов с населения для содержания госслужащих в армиях и органах принуждения. Формы правления: монархия и республика. Государство может являться унитарным( единое, политически однородное) или федеративным( субъекты федерации, которые обладают самостоятельностью своих решений, но эти субъекты разграничены. Политическая система общества- политические партии, общественные движения, инициативные группы населения и политическая организация- влияют на содержане политической власти. Смысл существования партий- борьба за власть.

1.Ф Софистов и Сократа. В Др. Греции начинает развиваться античная демократия. Возникают новые выборные учреждения. Для работы в них требовались подготовленные люди. Появляются софисты(«учителя мудрости»)- становятся профессиональными учителями. В 5 в до н.э. Протогор написал законы, которые определяют демократический образец правления, он обосновал идею всеобщего гражданского равенства. Любое знание относительно. Человек есть мера всех вещей. Горгий(4-5 вв до н.э.)- пытался доказывать положение о том, что ни одно наше утверждение не может считаться абсолютно достоверным. Софисты делали вывод об относительности истин, которые мы получаем при познании мира. Использовали формально логические приемы. Мораль тоже относительна. Сократ, как философ, считал главным для себя – необходимость поиска истины. Диалог становился главным методом нахождения истины. Ко всему Сократ подходил с долей иронией. Майефтики- рождение истины в споре. Метод диалектического спора позволял Сократу обнаруживать противоречия в рассуждениях оппонента или подводит к определенному ответу. По его мнению, смысл должен быть- познание человека, а не природы. Любой человек должен делать добро. Ему нужно объяснить что такое добро.

2.Проблема субстанции в Ф. Категория материи. В Ф под субстанцией обычно понимают первооснову и предельное существование всего сущего. В представлении первых философских школ под субстанцией понималось некое вещество из которого состоят все вещи. Это вещество- первостихии( в Др.Греции: вода, воздух, огонь и т.д.). Тогда же и возникла анатомическая Ф. Позже понятие субстанции понимается как некое постоянное устойчивое начало, к которому можно возвести все многообразие мира. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций — Дух и Материя. Предельными основаниями могли выступить Бог, сознание, материя, мировой разум. К теоретическим характеристикам относится следующие: - самодетерминация( субстанция определяющая сама себя, несотворима и неуничтожима);- универсальность( первооснова не от чего не зависит, является устойчивой и постоянной);- мономестичность( та или иная первооснова является единственной); Те из философов которые признают что в мире есть только 1 первооснова составляют философский монизм. Если в качестве первоосновы берут 2- то такая философская позиция называется дуализм. Если больше двух- плюрализм. С т.з. более распространенных философских представлений можно выделить 2 основных подхода к определению субстанции: -материализм; -идеализм; - это монистические Ф. Материализм полагал что мир един и не делим. Материальность лежит в его основе. Идеальное или сознание- не обладает субстанцией, т.к. субстанция- это материя. Все что связанно с сознанием выделено отдельно. Такой подход был наиболее характерным для представителей Европы 18 в.(Карл Маркс). Идеалистический монизм в качестве субстанции рассматривает вечные идеи, трактующие по разному. Признают в качестве субстанции ту или иную идею, материальный мир не обладает свойствами субстанции, поскольку он является сотворен с помощью той или иной материальной сущности. Понятие материи является одним из фундаментальных философских понятий, впервые определяет Платон. В дальнейшем Аристотель тоже пользуется понятием материи- некое вместилище форм. Главное свойство материи- это потенциальная возможность для создания реальных, конкретных вещей. Конкретное первое вещество- вода, воздух и т.п. В Ф нового времени возникает новый взгляд на материю, понимается то что обладает конкретными качествами. Есть механические свойства: протяженность, масса, энергия и т.п., т.е. делается вывод что материя это то что обладает именно этими свойствами. Материя 17-18вв. говорит об одной возможной форме существования материи- телесной или вещественной. Делается вывод что эти свойства присуще для всей материи и неизменны. На основе это формы материализма создается механическая картина мира. В 19-20вв. в физике происходит целый ряд открытий, которые полностью переворачивают понятие о материи. Наличие у материи постоянной массы, при открытия электрона. при большой скорости масса уменьшается. Теория Эйнштейна показывает что свойства не постоянны, они меняются. Открытие гравитационного, магнитного полей- это материя, но не вещество. Т.е. наука и Ф начинают менять некое представление о материи, возникает необходимость определить что это? Материалистическая философия делает вывод о том, что неправомерно отождествлять с каким-то конкретным веществом или какой то формой. Нужно найти новое свойство . Материалистическая Ф приходит к выводу что Ф материи- это общее понятие , нужно выделить такое свойство материи которое было бы непременно во всем. Таким предельно общим свойством материи является свойство быть объективной реальностью. Материя- объективная реальность, данная нам в ощущениях. Свойство быть объективной реальностью означает что материя существует независимо от сознания, никогда изменится не может.

 

 

1.Философская система Аристотеля(384-322 г. до н.э.)- ученик Платона. Выдающийся философ всех времени Аристотель занимается естественными науками, теорией, искусством- создатель логики и психологии. По ряду вопросов он расходится со своим учителем. Расходился по вопросу о теории идей. В отличие от Платона Аристотель считал что мир нельзя делить на мир вещей и мир идей. Деление ошибочно. Материя не может возникнуть из ничего. Материя является инертной, пассивной. Материя- потенциальная возможность возникновения вещей. Материя может быть уподоблена глине. Форма и материя неразрывно связанны. Нет материи без формы, нет формы без материи. Аристотель допускает что существует самая высшая идея- идея Бога, которая является перводвигателем в мире. Аристотель устанавливает что все существующее в мире находится в причинной зависимости друг от друга. Мировое движение имеет свою систему. 1-ый является Бог- первопричина всего движения. С него как с перводвигателя начинается весь ряд причин. В отношении теории познания Аристотель исходит из того что объектом познания выступает бытие. Любое знание начинается с ощущения. Мы способны с помощью чувств воспринимать формы предмета, с помощью разума усматриваем общее в единичном. Мы не можем руководствоваться только чувствами. Для того чтобы получить знание о сущности нужно подключить разум. Аристотель создатель логики. Он сформулировал закон тождества, противоречия, искусственного третьего. Человека стоит рассматривать как логическое существо. В человеке заложена способность совместной жизни в обществе. Первая начальная форма- семья. Затем возникают другие социальные группы. Он выводит 3 формы правления: монархия, аристократия, полития(может переродиться в демократию).

2.Проблема бытия в Ф. Под бытием в широком смысле понимается предельно общее понимание о существовании чего-либо. Быть- это значит существовать. Бытие обозначает реальность чего-либо. Реально существовать могли как реальный объекты, так и образы нашего сознания( не материальные объекты, но реально существуют). 2 формы бытия: материальное и идеальное. Впервые термин бытия ввел Парменид. Он понимал его как некую абсолютную мысль, некий логос, который придает устойчивость всему миру. Для Платона понимание бытия связанно с существованием 2-х миров. С т.з. Платона подлинным бытием обладание только идеи. Аристотель отмечает 2 формы бытия. Во первых, каждая вещь- это самостоятельно существующая вещь. У каждой материальной вещи имеется идеальная форма- это идеальное бытие. Обе формы бытия соединяются вместе. По отдельности не существуют в реально мире. Первоосновой всего сущего является Бог. В ср.века проблема бытия связывается с идеей Бога. Затем бытие начинает пониматься как нечто телесное, объективное, реальное- то, что существует независимо от сознания. В Новое Время бытие от сознания не зависит. Оно понимается как материальное бытие. Мир понимается как некий механизм. Позднее возникает новая концепция бытия, связанная с новыми открытиями(19-20 вв). Механическая картина уходит в прошлое. Появляется новая, основанная на открытиях физики в 20 в. Формы бытия: материальные( природные, искусственные, социальные) и идеальные( объективное(законы мышления) и субъективное(понимание человеческого смысла жизни)). Все определения бытия сводятся к 3-м существующим концепциям. 1)материалистическая- под бытием в широком смысле понимается объективная реальность, существующая независимо от сознания. Сознание- свойство материи. 2)объективно –идеалистическая- представляет бытие в виде объективной, существующей идеи, создающий весь материальный мир, т.е. бытие представляет некий мировой разум. 3)субъективно-идеалистическая- связывает бытие с чувствами восприятием субъектов, существовать – значит быть воспринимаемым, предмет обладает бытием, когда он не ограничивается субъектом(человеком).

 

1. Особенности ранней греч. Ф. Милетская школа. Возникает в 6 в. До н.э.(натурфилософия)- философия природы. Самые ранние идеи связанны с осмыслением природы. Основана на рациональном, на привлечении научных знаний. Человек объектом исследования не является. Человек является частью космоса. Ранняя греч. Ф имеет несколько школ. Они имеют свои особенности. Милетская школа – по названию города Милет. Первым философом был Фалес Милетский. Он поставил вопрос:»Что лежит в основе мира?». Первоосновой всего является вода- некий текучий материал, который находится в постоянном изменении. При определенных условиях она может превращаться в твердые тела. Все имеет душу(камень, дерево, т.д.). Разница в количестве души. По мнению Фалеса Земля- плоский диск, который плавает в воде. Она имеет поры и отверстия. Ученик Фалеса, Анаксимандр(611-546 до н.э.). Он углубил и развил взгляды Фалеса, в том числе в области астрономии. Он считал что Земля ни чем не удерживается, ничем не связанна( зарождается геоцентрическое воззрение). Он также говорит о том что Земля находится в постоянном вечном вращательном движении, которое служит источником тепла и холода. В качестве первоосновы мира Анаксимандр считал беспредельное(апейрон) и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Апейрон характеризуется как нечто безграничное, неопределенное, неограниченное не только в пространственном, но и во временном отношении. Так же он рассматривал процесс возникновения и формирования жизни. К естественному ряду развития животных относил и человека. Его ученик Анаксимен(585-524) основой бытия считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Из воздуха затем возникает все остальное. Разрежение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры- тучи- воду- землю- камни. Сгущение и разряжение понимаются как основные взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материй. Гераклит Эфесский(504-501 до н.э.). Труд «О Природе». Основой всего считал огонь. Для него он является наиболее адекватным символом динамики развития постепенных постоянных изменений. Развитие понимается как единство и борьба противоположностей, в силу чего его считают основателем диалектики. Мир по мнению Гераклита несотворим и неуничтожим. Разнообразие всего существующего объясняется изменениями происходящими в исходной праматери. Одна материя живет смертью другой. Человеческое же сознание- душа- подчинена логосу. Его последователь Кратил довел все мысли Гераклита до абсурда, утверждая что о действительности ничего сказать нельзя.

2. Ф как наука. Предмет Ф. Ф- с греч. Любовь к мудрости. Для появления Ф мировоззрения требуется определенный уровень научных знаний и умение абстрагироваться. Ф пытается объяснить все с помощью разума. Строится на доказательствах. Ф унаследовала у мифологии и религии целый ряд вопросов, но ответила на них по своему. Ф возникла в связи с возникновением естественно- научных знаний. Мир приобретает научную форму. Философское мышление имеет свою структуру. В основе лежит «понятие» - мысль, отражающаяся в обобщенной форме, предметы и явления действительности. Ф- форма познания общих понятий бытия. Ф вырабатывает универсальные знания как для мира природы так и для мира человека. В основе лежит принципы субстанционализма. Субстанция- предельное основание. С его помощью пытаются объяснить внутреннюю систему мира с помощью единого устойчивого начала. Предмет Ф исторически менялся. На зарождении Ф все знание называлось Ф. Затем появляются области научного знания( науки о природе). Они становятся более сложными и самостоятельными. Ф не может изучать то, что изучают другие науки. Ф изучает общие законы природы, мышления и общества. Ф взаимодействует с др. науками. База Ф строится на основе мышления человека о мире и о самом себе. Ф изучает отношение человека к миру, к самому себе, к обществу(предмет). Ф более связанна с естественными науками. Общественные науки развиваются позже, взаимодействуют с Ф меньше. Ф является методологической для др наук, вырабатывает методы познания. Объект- внешнее явление, на которое направлено изучение.

 

1.Ф Др.Индии. История философской древности говорит о том что на нее оказывала влияние мифология. На всю науку того времени оказывала влияние мифология. Ф зарождалась в недрах мифологических представлений. Ф использовала материал мифов. В Индии существовал мифологический цикл «Веды»(знания). Веды- совокупность мифологических текстов в них говорилось что они являются источником знания( в Ведах содержатся откровения). Ведическое знание оформлено в священных книгах «Законы Ману». В них рассказывалось как человек может достигнуть знания. Условие- осознание разницы между вечным и невечным бытием; отказ от материального воздаяния обладание спокойствием духа; достижение отрешенности от мира. Ведическая Ф формировала представление об обществе и человеке, складывается система наставлений. Джайнизм(6 до н.э.)- этическая Ф. Идея кармы( некая цепь перерождений, перерождение человека зависит от его предшествующего поведения). Носит четко выраженный социальный характер. Человек должен освободить свою душу от всех страстей, достичь состояния святости, которое достигается определенным поведением. Основные принципы: человек должен придерживаться воздержания от ненужного, вести аскетический образ жизни, человек не должен вредить ничему живому. Материя- некая неживая субстанция, которая состоит из атомов(мельчайшая частица). К неживой материи- пространство, время, движение. Душа- не материя, не материальное сознание. Сознание и материя находятся в противоречивой связи. Человек соединяет в себе и материю и сознанию. Поэтому человек должен освободить душу от всего материального что ее уничтожает. Буддизм(6-5 до н.э.) в его основе лежит легенда о царевиче Гаутама Шаки Муни. Само понятие будда уже существовало. До Гаутамы было приблизительно 90 будд. Будда- человек достигший святости, совершенства. Будда Гаутама первый создал философскую теорию. Человек в этой жизни испытывает много страданий. Выход: с помощью познания человек должен освободиться от страданий с помощью познания. Человек должен достичь внутреннего состояния- нирваны(отрешенности от всего). С помощью медитаций, йоги, человек должен достичь нирваны. Но не каждый может ее достичь, у кого получается тот будда. С т.з. буддизма человек достигая нирваны прерывает цепь перерождений. Будда принимает добровольно на себя страдания мира, чтобы избавить от страданий людей. Идея спасения других. Должен будда совершить больше нежели достичь совершенства.

2.Исторические типы мировоззрения(М). Мифология возникает в Др. Греции. Мифология- собрание преданий, мифов. Не имеет никакого отношения к реальности, науке, т.к. содержат вымысел. Нет объяснения окружающему миру. Человек пытался объяснить мир, но так как наука не была развита, люди представляли мир в виде Богов, содержался вымысел. В мифах очеловечиваются силы природы. Мифология представляет собой вненаучную форму мира и М. Мифы утверждали принятую систему ценностей, на их основе выстраивались реальные отношения. Мифы включали в себя зачатки реального мира и религии, зачатки философских знаний, зачатки различных искусств. Мифологическое М включало в себя единство мира и человека. В современном мире существуют элементы мифологии. Ни одна наука не может полностью разрушить мифологическое М. Религия- возникает во многом опираясь на мифологию, но отличается от нее. В основе любой религии- идея Бога. Бог- сверхъестественное существо, обладающее сверхъестественными способностями. Происходит удвоение мира: реальный и сверхъестественный( недоступный для человека). Религиозное М основано на вере. Весь мир основал Бог. Религия и наука не имеет никаких общих точек соприкосновения . Поэтому опровергнуть религию наукой нельзя. Для существования религии необходима организационная структура- церковь, у которой есть своя регламентация, обрядовая деятельность, выполнение которых для верующих считается обязательным. Ф- с греч. Любовь к мудрости. Для появления Ф мировоззрения требуется определенный уровень научных знаний и умение абстрагироваться. Ф пытается объяснить все с помощью разума. Строится на доказательствах. Ф унаследовала у мифологии и религии целый ряд вопросов, но ответила на них по своему. Ф возникла в связи с возникновением естественно- научных знаний. Мир приобретает научную форму. Философское мышление имеет свою структуру. В основе лежит «понятие» - мысль, отражающаяся в обобщенной форме, предметы и явления действительности. Ф- форма познания общих понятий бытия. Ф вырабатывает универсальные знания как для мира природы так и для мира человека. В основе лежит принципы субстанционализма. Субстанция- предельное основание. С его помощью пытаются объяснить внутреннюю систему мира с помощью единого устойчивого начала.

 

1.Особенности рационализма. Декарт в своем научном методе именно разум ставил на первое место, опыт подвластен разуму. Опытные знания не отрицает , но считает опытные знания необязательными. Если эмпиризм создавал метод познания как метод индукции, то рациональный- дедукции. Рационализм предполагает наличие в сознании людей некоторых врожденных идей, они служат отправной точкой нашего познания. Эти идеи по мнению Декарта выступают как некая интеллектуальная интуиция, как определенные представления людей которые не нуждаются в объяснениях. Эти идеи не требуют доказательств, выступают как нечто очевидное- это целый ряд материальных истин. И вот ряд этих очевидных идей позволяет двигаться дальше. Наш разум начинает приходить к частным явлениям природы- от общего к частному. Опытные знания ниже знаний полученных рациональным путем. Любое знание основано на наших чувствах, а насколько мы можем полагаться на свои чувства? По мнению Декарта путь рациональный является более применимым- истины очевидны, т.е. рационализм исходит из того, что научное знание есть знание рациональное, путь получения истины. Вселенная представлялась огромным механизмом, который действовал на основе их законов. Законы механики являлись законами универсальными. Из этого Вселенная имеет свое историческое развитие- образование звезд осуществляется в результате вихревого движения материи: материя однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. Механическим законам подчиняется и весь органический мир и человек. Обладание душой, разумом и речью выводится из механики. Вся материя начинает двигаться и развиваться- первоначальный толчок дает Бог, а дальше мир развивается уже самостоятельно( Бог воздействует 1 раз). Дуализм предполагает наличие двух взаимодействующих начал. Человеческий разум из мира материи не выводиться- в ней нет ничего разумного. Душа и разум свое начало берут не в материи, а в Боге, а тело- материя, человек содержит в себе эти два начала. По мнению Декарта человеческий мозг и все то что связанно с телом человека развивается по определенным законам природы, мозг- инструмент который создает природа. Но без души мозг работать не будет. Материя- от мира природы(механический закон), а сознание от Бога, не подчиняется механике, не пересекаются, не зависят друг от друга. В мире материи основным понятием является субстанция- это то из чего создано все существующее, предельное основание. Материальная субстанция- бесконечно делима, обладает протяженностью; духовная- не делима, своей особенностью имеет то, что она включает в себя идеи- эти идеи не приобретаются в опыте. Вопрос о достоверности знания и проверки его. Природа нашего знания состоит в том, что изначально у нас возникают сомнения о правильности знаний, вот эти сомнения главное в идеях Декарта. «Я могу сомневаться во всем, но не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь», «Я мыслю значит существую». Если мы будем идти от мысли, которая не вызывает сомнения, то и последующие мысли будут верны и сомнения он не вызовут. Дедуктивный метод в правилах: -нельзя принимать за истинное, то что не является очевидным; -делить исследуемую проблему на несколько частей; -от простого к сложному; -составлять подробные перечни к исследуемому явлению.

2. Социальная система общества. В процессе материального производства возникает разделение труда и специализация. И именно это порождает в обществе социальную дифференциацию, т.е. в обществе возникают относительно обособленные друг от друга социальные общности людей. В общностях выделяются группы. Социальные группы отличаются друг от друга наличием общих идей, интересами и потребностями, образом жизни, место в общественном разделении труда и выполняют разные роли в процессе производства. Важнейшим элементом являются социальные общности и социальные группы: - более целостные объединения людей, отличающиеся наличием общих социальных признаков: интересы, образ жизни и т.п. Социальные группы подразделяются на большие и малые. Малые- семья, трудовой коллектив, характеризуется близостью составляющих ее членов, группы где действуют личные контакты, неформальные отношения. Большие социальные группы- классы, этнические группы, возникают исторически, играют важную роль в обществе. В социальной системе общества- особый вид отношений. В классовых отношениях важно место занимаемое в обществе, этнические отношения более сложные, складываются на основе общей теории, языка, традиций, ритуалов( род, племя, народность, нация). Классы- большие группы людей, различающиеся по экономическому, политическому, социально-психологическому признаку; но главным признаком классов является экономический. В доиндустриальных общностях также существуют такие социальные группы как сословия- группы людей различающиеся юридическими или основанными на обычаях и передаваемыми по наследству правами и обязанностями(сословие христианство). На сегодняшнее время рад стран все еще остается в традиционном обществе. В индустриальном обществе сословных отношений нет, они отходят от этого. Развитие общества сопровождается развитием его социальной структуры и появлением целой сети социальных институтов. Социальные институты- социальные и политические организации( государство). В качестве социального института- институт образования, система науки.

 

 

1.Немецкая классическая Ф. Великая Французская революция- ознаменовала переход основных стран от феодального общества к буржуазному. Германия по прежнему оставалась отсталой страной. Карта Германии- представляла лоскутный ковер-10 маленьких Г. Германия оставалась в рамках пережитков. Все революционные преобразования в Европе оставили ряд следов в головах отдельных людей. Экономически и политически- Германия отстала, а в Ф- очень развита. Из немецкой классической Ф- неокантианство, неогегельянство, марксистская теория. Основные представители: Маркс, Энгельс и др. Основатель немецкой классической Ф является Имануил Кант(1724-1804). Теоретически деятельность Канта делится на 2 периода- докритический и критический. Докритический- вопросы естествознания. Кант проявил себя как видный ученный, выдвинул теорию о возникновении солнечной системы. Критический(70-е гг. 18в.)- Кант публикует 3 основных работы-Критика чистого разума(логика), Критика практического разума(мораль), Критика способности суждения(эстетика). Наиболее важной Кант считал 2 книгу. Исходный пункт Ф Канта- попытка найти решение спору между эмпиристами и рационалистами, что является источником знания- разум или ощущения. Приходит к тому что их противопоставлять не следует. Ощущения представляют нашему разуму определенный материал, а разум придает материалу соответствующий образ. Кант считает опыт- единственным источником знаний. О сущности вещей опыт не дает познания и она по Канту не познаваема. «Вещь в себе»- сущность вещи от нас закрыта. 1книга- трансцендентный характер. Чистый разум- безопытное знание. Наш разум имеет ряд понятий, мыслей трансцендентального порядка. 3 идеи- психологическая( о душе), космологическая(о мире в целом), идея о Боге. Все эти идеи не могут дать доказательств, не дают никаких оснований для их исследования. Суждение о существовании чего-то не может быть выведено из понятия, только на основании опыта. Бог находится за предметами опыта. Все науки трансцендентальные- мнимые, не имеют доказательной базы. Но Кант не отвергает эти идеи. Они есть но в них можно только верить. Структура познавательного процесса – опирается на априорные, доопытные формы; они существуют в сознании человека. И этими понятиями оперирует наш разум. Чувственность, рассудок, разум- 3 формы познания. Возникают общие понятия, идеи, априорные суждения. Получение априорных суждений- суть познания. Разум образует предельно общие идеи мира, они придают сущность разума. С помощью разума упорядочиваем для себя картину мира. Возможность познания мира ограниченны. Позиция субъективного идеализма- познание мира деятельность человеческого разума. Основу нравственных норм- составляет априорный принцип, есть определенные нормы морали, имеющие абсолютный характер- нравственный закон. Человек в силу своего рождения имеет уже абсолютное априорное знание о морали. Мораль нельзя выводить из нашей жизни. По мнению Канта нравственный поступок – поступок совершаемый только в связи с уважением морали, вопреки воле.

 

1.Ф эмпиризма. Ф.Бекон(1561-1626)- считал что Ф как наука должна носить практический характер и приносить пользу. Разрабатываются общие принципы познания. В своей Ф обратил внимание на получение научных знаний с помощью опытов. Наблюдение, анализ, сравнение. Экспериментальное естествознание должно стоиться только по индуктивному принципу(от единичного к общему). Получение знаний- сложный путь, много трудностей- ложные призраки, от них нужно освободится: -призрак рода( ошибка из за того что человек судит о мире природы, по аналогии с жизнью людей);- призрак пещеры(ошибки индивидуального характера);- призрак рынка( пользование чужими мнениями, без критического отношения к ним);- призрак театра(слепо верить в авторитет). Так же необходим правильный метод. Медленное осторожное восхождение от частного к общему, необходим анализ. Исходные материалы- данные полученные опытным путем.

2. Общество как саморазвивающаяся система. Общество- это обособлявшаяся от природы часть материального мира, представленная человеческой историей. Общество прошло в своем формировании сложный исторический путь от самых примитивных форм до современного человечества, сложной системы. Общество как система развивается- на своей собственной основе- общество является источником своего развития. В 20 в. Сформулировано представление о социальной системе. Понятие социальная система объединяет всех индивидов с их разнообразными связями и отношениями. Общество как социальная система основывается на общественных отношениях. Общественные отношения это многообразные связи возникающие между социальными группами, классами, нациями в процессе их экономической, социальной, политической и культурной жизни. Основной системообразующий признак может быть усмотрен в материальных либо в духовных отношениях. Первым источником саморазвития общества являются противоречия между природой и обществом. Человек и общество для того чтобы жить вынуждены использовать материал природы. Осваивая мир природы, подчиняя ее себе, человек выделился из этого природного мира и общество живет по своим собственным законам. Человек создает мир культуры, искусственную среду своего обитания. В то же время и человек и общество продолжают оставаться частью природы, космоса. 2-ой источник саморазвития социальной системы связан с общественными отношениями- общественные отношения возникают в связи с необходимостью обществу осуществлять материальное производство(трудовые отношения). Система общественных отношений достаточно сложна, но условно их можно поделить на 2 группы: материальные и идеальные( духовные). Для системы характерно выделение определенных функций: сохранение системой ее устойчивого состояния, совершенствование системы, функция ее оптимизации к соц. Среде. Как соц.система общество подчиняется законам детерминизма. В его жизни действуют причинно следственные связи. И наличие такого рода связей позволяет сделать вывод о возможности прогрессивного развития общества. В основе происходящих изменений лежит деятельность людей по удовлетворению своих насущих потребностей, носит характер материальности. Усложняются все формы жизни общества.

 

1.Ф Др.Китая. Много философских школ( в 7-6 вв до н.э.)- самые первые философские представления. Идеи о первоэлементах( метал, дерево, вода, огонь, земля). Появляется идея о том что существует два начала: инь( пассивное начало- женское) и ян( активное начало- мужское). 2 начала постоянно взаимодействуют и появляется все живое. Идеи о первоосновах мира входят и в позднейшее время. Конфуцианство- этическая Ф. Человек, его правила поведения. Человек социальное существо, в следствии влияния др.людей у человека появляются отрицательные качества. Избавится от них можно посредством воспитания. Нужно изучать старые традиции, поведения, историю. Человек должен достичь благородства и достоинства. 4 направления в обучении: поведение, лояльность, твердость веры, культура. Доброта- праведная жизнь. Соблюдение этикета- правильное поведение. Человеколюбие. Человек должен придерживаться традиций, старины. Праведность. Человек должен достойно поддерживать свои отношения с людьми, должен знать свои роли( отец и сын, старший брат- младший брат, муж- жена и т.д.) . «Не делай другим того, что не пожелаешь себе». Даосизм(6-5 вв до н.э.)-школа пути. Лао Ци. Путь представляет из себя некую силу. Путь «Дао»- закон естественного пути развития. Дао закон природы, самих вещей. Вещи переходят в свою противоположность. Законом Дао никто не управляет. Путь Дао- познание основы вещей. Даосизм исходит из того что ничего в этом мире переделать нельзя. Нельзя ничего изменить Следовать по пути Дао- жить согласно природе. Чтобы следовать пути- человек должен отделить чувства от разума. Дао придерживается принципа «инь и ян». Вещь присутствует в этом мире и у нее есть противоположность. От мельчайших организмов происходят животные – человек и т.д.(эволюция живого). Естественные причины лежат в основе жизни и смерти. Душа существует столько времени сколько живет человек. Смысл жизни человека- прожить жизнь в согласии с природой.

2.Понятие Мировоззрения(М). Структура. Ф- одновременно и наука и форма М. Только наука Ф является М. М- система взглядов на мир и место в нем человека. М.- интегративное (обобщающее) образование, входят различные, обобщающие знания( жизне-практические, научные, профессиональные). М включает в себя определенные системы ценностей( получают одобрение или осуждение нормы поведения человека). М включает в себя опыт предшествующих поколений. Структура М: -устойчивая картина мира(в каждое время была и есть своя картина мира); -оценка жизни с позиции существующих идеалов; -целеполагающие идеи(главная цель); -интеллектуальная(миропонимание) и эмоциональная( мироощущение) составляющая. В структуре М выделяется 2 уровня: -обыденно-практический(житейский) и теоретический( Ф и наука). Исторические типы М: -Космоцентризм(космо- окружающий мир). Характерен для древнегреческой Ф. Мир- некий ограниченный в пространстве космос. Входил мир животных и мир человека, не разграничены между собой. –Теоцентризм(Тео- бог). В центре стоит идея Бога. Складывается со средних веков. Религиозное М. Бог- творец всего существующего. –Антропоцентризм(антропос- человек). В центре- человек. Возникает в эпоху возрождения(14-16вв). Мировосприятие меняется, главная ценность не Бог, а человек. Бог выступает как творец всего , но люди стали приравнивать себя к Богу.

 

 

1.Соловьев рассматривается как один из основоположников русской религиозной Ф.Основные понятия: всеединства, богочеловечество, софия. Его Ф- система изначально носила этический характер и центральное понятие- добро( как философское нравственное понятие). По мнению Соловьева- человек и человечество осуществляли идеи добра. Человек- это существо одновременно и личное и общественное. Как общественное существо человек живет в обществе. Общество в своем становлении проходит 3 формы в своем становлении: -родовое общество; -эмоционально-государственный строй; -всемирное общение. Идеал будущего- человек сольется с божественным. Предельным существо является Бог- олицетворяет всеединство сущего, все материальное одухотворяется божественным началом- выступает в качестве мировой души, мудрости. Человек является посредником между Богом и природой, в сознании содержится идея всеединства, цель жизни человека- единство божественного и природного мира. Природный мир возглавляется человеком, божественный- Богом. Смысл: движение навстречу друг другу этих миров, и тогда бог и человек соединятся и мир станет богочеловечным. Это может произойти через нравственность всех людей. Нравственность- стремление человека творить добро, человек должен совершать добро безо всякой мотивации. По мнению Соловьева в чел.заложена естественная нравственность. Она основывается на 3 чувствах: -стыда(перед своей животностью), -жалости(безжалостный человек стоит ниже животного), -благодарения(нравственные чувства, самое наивысшее, основано на преклонении человека перед высшим началом(основа религии), без религии человек не может достигнуть высшей нравственности, т.к. это высший элемент морали). Соловьев считает, что жить по принципам добра достаточно трудно, но все же человек должен стараться. Должен верить. Вера- это духовное начало в чел.и чел.должен всегда помнить и развивать это. Идея всеединства- идея единой церкви, объединение всех христианских церквей, т.е. это церковь которая объединяет все национальности, только так можно установить царство божье. Ф свободы(1874-1948). Бердяев пытается определить сущность и смысл человеческой жизни. В своей жизни человек сталкивается с безысходностью своего существования, конечность. В поисках смысла жизни он обращается к сверхимперической теории. Теория Бога. Человеку необходимо преодолеть замкнутость, конечность за счет творчества и свободы. Бердяев рассматривая проблему свободы приходит к тому что, социальная деятельность чел.не предоставляет ему возможности для выхода в подлинное творчество и свободу. И именно поэтому порывает с идеализмом и приходит к тому, что только религия способна служить для достижения чел.вершины творчества и свободы. Нравственность- виде абсолютных моральных норм, и это не имеет в обществе воплощения. Мир- это зло, цель человека уйти от этого мира, т.е. зла. Уйти можно только в бесконечность вершины духа. Движение к духу обеспечивает человеку творчество, которое открывает бесконечную возможность подняться перед злом и достичь неких вершин. Христианская мораль- это мораль послушания. Никакую новую духовность нельзя создать будучи только послушным. 3 этапа эволюции чел.: -этика закона(Ветхий Завет); -этика искупления(Новый Завет); -этика творчества. Подлинная христианская этика- это этика творчества, она преображает чел., делает его волю подлинно свободной. Несмотря на то что Бердяев был религиозным философом, церковь до конца не принимает его идеи. Метафизика всеединства означает восхождение от изменчивого бытия к бытию неизменчивому( от космологии к бытию). Эта идея закладывается еще в средневековье. В русской Ф к возрождению этой конструкции первым обратился Соловьев, за ним двигаются Флоренскй и Булгаков. Основная работа Флоренского «Столп». В его Ф просматривается сильное влияние Ф Соловьева. Он противопоставляет западной Ф рационализм и православную Ф. Западная Ф- Ф разума. А православная- Ф идеи. В Ф Флоренского много конкретного материала. Он уделяет много внимания религиозному опыту человека. Флоренский тоже не в полнее в русле церковной традиции. В своей Ф он обращается к языческой культуре, к некоторым моментам мистики. В теории познания он приходит к сближению идеи знания и веры. Помимо того, в его Ф довольно много психологизма. Он обращается к понятию софии- единство Вселенной. Теорииenter>