Просвещение в России.
Представители : Новиков, Радищев, Щербатов (утопист), Екатерина Дашкова.
Немецкая классическая философия.
18-19 век
Основные представители: И. Кант, И.Г. Фихте, И. Шеллинг , Г. Гегель, Л. Фейербах.
Направления:
a) Марксизм
b) Фрейдизм
c) Капитализм …
Иммануил Кант (1724 – 1804)
ü Родился в городе Кёнигсберге в семье ремесленников
ü Учился в Кёнигсбергском университете
ü 2 периода творчества:
1) Докритический
2) Критический
Докритический период. Преподает в университете антропологию и прочие = КСЕ
1755 г «Всеобщая естественная история и материалистическая теория неба»
Ø Излагает свою небулярную гипотезу– небула - туманность – описывает, как возникла и каким образом утроена солнечная система
ü В области биофизики, геофизики ставит вопрос о роли приливов и отливов. Луна – причина. .Именно приливы и отливы способствуют замедлению вращения Земли вокруг своей оси.
ü Физика: учение об относительности движения и покоя
ü Биология: идея генеологической классификации животного мира
ü Антропология: теория естественной истории человеческих расс
Идеалистом является: законы не от природы, а от Бога.
Критический период.Характеризуется написанием книг:
· «Критика чистого разума» 1781
· «Критика праткического разума» 1788
· «Критика способности суждения» 1790
В основе критического направления:
· Вещь в себе («ноумен» – суть самой вещи, содержание)
· Вещь для нас («феномен» - мы знаем, что это есть, а из чего состоит мы не знаем)
Ø Весь мир- феномен, его суть мы не можем познать. Познать можно только «вещи для нас»
Ø Чувства искажают картину мира
3 познавательные способности:
1) Чувство (к ощущениям – умение создавать образ вещи)
2) Рассудок (способность к понятию и суждению)
3) Разум (способность к умозаключениям, доход до «идеи»)
Идея – понятия разума о безусловном единстве всех обусловленных явлений.
Задача: исследование человека.
Ø Восприятние мира: математика состоит из чувств интуиции единиц ??? (сначала чувствуем, потом представляем)
Ø Восприятие окружающего мира с помощью протяженности (знание доопытное) в то время,
Время – внутреннее чувственное созерцание.
Ø Пространство и время – образы нашего восприятия.
Ø Только в сознании человека трёхмерное время, пространство одномерное. На самом деле время одномерно, пространство трёхмерно.
Ø Мы оприраемся на чувства, а познаем явления.
Ø Доопытное постижение сути вещей нам не дано.
апперцепция трансцендентальная ????
Ø В науке любой человек понимает не только то, что есть. Он понимает в соответствии со своими занинями.
Разум. Обладает ли разум способностью обобщить человеческий разум до высшей ступени?
Формулировка 3х идей, объясняющих окружающий мир:
Ø Космологическая (идея осуществление внешнего мира во всех временных и причинно-обусловленных связях)
Способен ли разум вместить бесконечность?
Ø Психологическая (о существовании души)
Способен ли человек любить и сразу осознавать кого любишь и как? Способна ли идея о душе воспринимать только 1 образ?
Ø Идея о Боге (безусловная причина всех обусловленных явлений) наш жест, мысль – первопричина Бога
Ø Возникает наука о душе
Ø Кант формулировал границы разума
Антиномии Канта – пары противоположные по смыслу высказывания
1) Антин
· Мир конечен в пространстве и времени
· Мир бесконечен
2) Антин
· Мир состоит из простых вещей
· Мир делим до бесконечности
3) Антин
· В мире все существует по необходимости
· В мире есть свобода
4) Антин
· В мире есть абсолютно необходимое существо как часть или причина мира
· В мире нет такого существа
Ø Всё доказуемо
03.04.12
Немецкая классическая философия. (продолжение)
1. Этика Канта
2. Философская система Фихте
3. Характеристика учения Шейнинга
4. Философская система и метод Гегеля
5. Философская система Фейербаха
Этика Канта.
Общая черта немецкой классики – идеалисты.
Метафизика – объект критики со стороны канта.
Понятия Канта: «вещь в себе», «вещь для меня»
ü Формирует идею бесконечности
Этика: реальна только в рамках разума.
Человек делится на:
a) Эмпирического индивида (свой нравственный опыт, суждения)
b) Трансцендентального
Категорический императив: поступай так, чтобы твоё максима стало принципом всего нравственного законодательства.
Категорический императив:относись ко всем как к цели, а не как к средству.