Просвещение в России.

Представители : Новиков, Радищев, Щербатов (утопист), Екатерина Дашкова.

 

 

Немецкая классическая философия.

18-19 век

Основные представители: И. Кант, И.Г. Фихте, И. Шеллинг , Г. Гегель, Л. Фейербах.

Направления:

a) Марксизм

b) Фрейдизм

c) Капитализм …

Иммануил Кант (1724 – 1804)

ü Родился в городе Кёнигсберге в семье ремесленников

ü Учился в Кёнигсбергском университете

ü 2 периода творчества:

1) Докритический

2) Критический

Докритический период. Преподает в университете антропологию и прочие = КСЕ

1755 г «Всеобщая естественная история и материалистическая теория неба»

Ø Излагает свою небулярную гипотезу– небула - туманность – описывает, как возникла и каким образом утроена солнечная система

ü В области биофизики, геофизики ставит вопрос о роли приливов и отливов. Луна – причина. .Именно приливы и отливы способствуют замедлению вращения Земли вокруг своей оси.

ü Физика: учение об относительности движения и покоя

ü Биология: идея генеологической классификации животного мира

ü Антропология: теория естественной истории человеческих расс

Идеалистом является: законы не от природы, а от Бога.

Критический период.Характеризуется написанием книг:

· «Критика чистого разума» 1781

· «Критика праткического разума» 1788

· «Критика способности суждения» 1790

В основе критического направления:

· Вещь в себе («ноумен» – суть самой вещи, содержание)

· Вещь для нас («феномен» - мы знаем, что это есть, а из чего состоит мы не знаем)

Ø Весь мир- феномен, его суть мы не можем познать. Познать можно только «вещи для нас»

Ø Чувства искажают картину мира

3 познавательные способности:

1) Чувство (к ощущениям – умение создавать образ вещи)

2) Рассудок (способность к понятию и суждению)

3) Разум (способность к умозаключениям, доход до «идеи»)

Идея – понятия разума о безусловном единстве всех обусловленных явлений.

Задача: исследование человека.

Ø Восприятние мира: математика состоит из чувств интуиции единиц ??? (сначала чувствуем, потом представляем)

Ø Восприятие окружающего мира с помощью протяженности (знание доопытное) в то время,

Время – внутреннее чувственное созерцание.

Ø Пространство и время – образы нашего восприятия.

Ø Только в сознании человека трёхмерное время, пространство одномерное. На самом деле время одномерно, пространство трёхмерно.

Ø Мы оприраемся на чувства, а познаем явления.

Ø Доопытное постижение сути вещей нам не дано.
апперцепция трансцендентальная ????

Ø В науке любой человек понимает не только то, что есть. Он понимает в соответствии со своими занинями.

Разум. Обладает ли разум способностью обобщить человеческий разум до высшей ступени?

Формулировка 3х идей, объясняющих окружающий мир:

Ø Космологическая (идея осуществление внешнего мира во всех временных и причинно-обусловленных связях)

Способен ли разум вместить бесконечность?

Ø Психологическая (о существовании души)

Способен ли человек любить и сразу осознавать кого любишь и как? Способна ли идея о душе воспринимать только 1 образ?

Ø Идея о Боге (безусловная причина всех обусловленных явлений) наш жест, мысль – первопричина Бога

Ø Возникает наука о душе

Ø Кант формулировал границы разума

Антиномии Канта – пары противоположные по смыслу высказывания

1) Антин

· Мир конечен в пространстве и времени

· Мир бесконечен

2) Антин

· Мир состоит из простых вещей

· Мир делим до бесконечности

3) Антин

· В мире все существует по необходимости

· В мире есть свобода

4) Антин

· В мире есть абсолютно необходимое существо как часть или причина мира

· В мире нет такого существа

Ø Всё доказуемо

 

03.04.12

Немецкая классическая философия. (продолжение)

1. Этика Канта

2. Философская система Фихте

3. Характеристика учения Шейнинга

4. Философская система и метод Гегеля

5. Философская система Фейербаха

Этика Канта.

Общая черта немецкой классики – идеалисты.

Метафизика – объект критики со стороны канта.

Понятия Канта: «вещь в себе», «вещь для меня»

ü Формирует идею бесконечности

Этика: реальна только в рамках разума.

Человек делится на:

a) Эмпирического индивида (свой нравственный опыт, суждения)

b) Трансцендентального

Категорический императив: поступай так, чтобы твоё максима стало принципом всего нравственного законодательства.

Категорический императив:относись ко всем как к цели, а не как к средству.