Гуманистические идеи.
Эразм Роттердамский, Мишель Монтень
Гуманизм – вера в человека.
Джордано Бруно «о героическом энтузиазме»: Бог наделил человека высокими качествами.
Действия людей зависят от общества
Социально-философские мысли.
Средневековье: миром правит Бог, иерархическая структура общества, незыблемость созданного Богом порядка
Возрождение: в мире много несправедливости и зла, у человека есть разум, и он видит это всё, почему есть люди, которые имеют все, а другие обречены на страдания? справедливо ли это?
Это было в античной философии в трудах Платона и Аристотеля
Философы эпохи начинают обращаться к трудам Платона и Аристотеля.
Античность: Человек должен найти источник счастья в себе самом
Возрождение: Как создать предпосылки общественного счастья? Какую роль играет политика, право, экономическая организация?
Никола Макиавелли «Государь» = «Князь» посвятил Лоренцо Медичи
ü Даёт советы как прийти к власти, как её удержать
ü Основано на истории Греции, Рима, современной ему истории
ü Считал, что успешный политик должен сочетать в себе качества 2х животных лисы и льва
ü Умение отступать от добра
Отрицательно род Медичи: женщины убивали некоторых своих детей
Никола Макиавелли: историк
Оппонент Николы Макиавелли – Томас Мор
основоположник утопического жанра
ü Исходил из общехристианского воззрения
ü Цель политики: содействовать общему благу
20.03.12
Философия Нового времени (16 – нач 17 вв)
1. Новое время
2. Просвещение
3. Немецкая классическая философия
Характеризуется борьбой с отжившим себя укладом и появлением нового экономического строя
Феодальный уклад сменяется буржуазно – экономическим переделом
Первая революция в Нидерландах – передовых экономически и наиболее свободомыслящих.
1789г начало Французской революции
Ø Основные представители нового времени 1ого этапа:
Френсис Бэкон, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Г. Лейбниц
Ø Основные направления : эмпиризм, рационализм, дуализм, монизм
Френсис Бекон (1561-1626гг)
ü Основатель английского материализма
ü Создатель эмпиризма – познание начинается с накопления фактов через наблюдение и эксперименты
ü Основатель науки
ü Основатель индуктивного метода
ü «Знание – сила», но настоящей силой оно становится тогда, когда приности пользу людям
ü Задача: ревизия = пересмотр всего научного знания
ü «Великое восстановление наук» - Новый органон
ü Знания надо рассмотреть с точки зрения допустимости
ü Поставил проблему искажения мира в человеческом познании
Для этого:
1. Очистить разум от заблуждений
4 вида заблуждений(идолов):
1) рода – находят основание в природе человека
2) пещеры – ошибки, присущие каждому идущие от воспитания, привычек души и тела, поэтому каждый сколене в процессе познания совершать ошибки, свойственные только ему
3) площади - возникают в языке, образуются как неверно употребляемые слова, навешивание ярлыков (Бозон Хикса – частица Бога)пример : кенгуру = я тебя не понимаю
4) театра – возникают из философских догм и неправильных философских теорий
Примеры: философский камень, поиск эфира
Ø чтобы очистить разум от идолов, необходимо исходить из опыта – эмпирический метод
Ø главный путь развития знаний:наблюдение, эксперимент, индукция.
Виды опытов: (единственных исочников знаний)
1) Плодоносные – получение результата, имеющего практическую значимость
2) Светоносные – служат углублением теоретических знаний
Таблицы Бекона.
Индуктивный метод – получение знаний за счет обобщения с целью выявления закономерностей, позволяющих объединить в серию
Индуктивные методы: сходства, различия, сопутствующие изменения
3 типа учёных:
1) Путь паука – выдумывает свою теорию из себя, только теоретизирует
2) Путь муравья – ученый эмпирик, проводит огоное клличество опытов, но не может их объединить
3) Путь пчелы (самый правльный)
Система поэтапного познания:
1) Обобщить научные факты
2) Выявить законы
3) На основе этого можно узнать законы природы
Опыт – знание о вещах – знания законов природы
Томас Гоббс (1588 – 1679)
ü Система механистического материализма
ü Вводит понятие естественное право
ü ДОМА ОСТАЛЬНЫЕ БУРЖУАЗНАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА, РАБОТА «ЛЕВИОФАН»- ВЕЛИКАН, КОТОРЫЙ БЫН ПОБЕЖДЕН ДАВИДОМ, У ГОББСА ЛЕВИОФАН – ГОСУДАРСТВО
Домашняя работа.
Томас Гоббс (1588 — 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона:
• решительно отвергал теологическую схоластическую философию;
• целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;
• в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;
• был убежденным материалистом;
• считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;
• разработал теорию государства;
• первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.
Основной предмет философских интересов Гоббса — гносеология(учение о познании) и проблема государства.
Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию.
Чувственное восприятие — это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует "знаками" и дает их следующую классификацию:
• сигналы — звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений ("пение" птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.);
• метки — различные знаки, придуманные человеком для общения;
• естественные знаки — "сигналы" природы (гром, молния, тучи и т. д.);
• произвольные коммуникативные знаки — слова различных языков;
• знаки в роли "меток" — специальная "закодированная" речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);
• знаки знаков — имена имен — универсалии (общие понятия).
В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.
Проблема общества и государства, по Гоббсу, — главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.
«Левиафан» Гоббса.
Гоббс стал автором всемирно известной книги "Левиафан" ("Чудовище" — вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства.
Суть Данной теории в следующем:
• человек обладает изначально злой природой;
• движущей силой действий человека являются личная выгода
и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;
• указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все;
• право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к "войне всех против всех", в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;
• в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и "право всех на все";
• для предотвращения "войны всех против всех", подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе — государство;
• чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;
• государство — непокtp://