Объем курса и виды учебной работы

Требования к уровню освоения содержания курса

Цели и задачи изучения курса

ЛИТЕРАТУРА конца XX в. – начала XXI в.

Советская литература

Потаенная литература

Эмигрантская литература

В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре.

И. Бунин, А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева.

Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали — в изгнании, в чужой языковой и культурной среде — литературу диаспоры, русского рассеяния.

Создавалась художниками, которые не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать свои произведения. А. Платонов «Чевенгур» и «Котлован»,М. Булгаков «Мастер и Маргарита»,А. Ахматова «Реквием»

Создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю. Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса. В 20-х годах были такие литературные направления как:

Реализм:

Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм.

Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.

Модернизм:

Рождает жанр антиутопии (Замятин Е. «Мы») – произведения о будущем, которое рисуется отнюдь неидеальным и светлым, в этих произведениях предсказывается такое мироустройство общества, при котором человеческая личность будет обесценена, подавлена властью машин или политической диктатурой.

20-е годы это время поиска и эксперимента в литературе.

Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны:

М. Булгаков «Белая гвардия»,Фурманов «Чапаев»,Б. Пильняк «Голый год»,А. Серафимович «Железный поток»,М. Шолохов «Донские рассказы»,А. Малышкин «Падение Дайра» ,И. Бабель«Конармия»,А. Веселый «Россия, кровью умытая».

Художники широко использовали гротеск, фантастику, иронию и сатиру:

М. Зощенко Рассказы

А. Платонов «Город Градов»

М. Булгаков «Собачье сердце»

Е. Замятин «Мы»

И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»

А. Грин «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»

С 1929 года начинается всё меняться:

-Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка.

-С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил.

-В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы.

-Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях.

-Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.

 

Основная цель курса – составить представление о художественном своеобразии и особенностях развития литературы 60–90-х гг. XX в., обеспечив на материале курса основу для понимания последующего этапа в развитии русской литературы.

Задачикурса:

- сформировать представления об историко-культурном контексте и общих закономерностях и тенденциях развития литературного процесса в 60–90-х гг. 20 века;

- познакомить с исследованиями по проблемам литературы данного периода и дать их осмысление;

- раскрыть ключевые понятия и термины курса.

В результате изучения курса студент должен

знатьсодержание и художественные особенности литературных произведений данного этапа, закономерности, тенденции историко-литературного процесса; основные термины и понятия;

уметьанализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление; пользоваться научной и справочной литературой;

владетьнавыками анализа художественного текста; творческого применения полученных знаний.