Общая характеристика.
Стоики.
Зенон Китийский
«Стоя» – портик, беседка – представители встречались в беседке.
Характерно:
ü В мире есть общий закон, они фаталисты, детерминисты, человек создан, чтобы постичь этот закон и подчиниться ему. Разумного человека судьба подталкивает, а неразумного тащит. Главное – жить добродетельно, нравственно, так, как велит долг.
ü Не соглашались с тем что человек обладает свободой, разве что внутренней – мышления, отношения к происходящему
ü Жить нравственно – жить достойно
Кинизм.
Основоположник – Антисфен (ученик Сократа)
Наиболее яркий представитель – Диоген
(жил в бочке – столкнул разные системы ценностей – кто свободнее –
он в бочке или богатый человек, боящийся потерять всоё богатство)
ü Углубление предыдущих работ
ü Противопоставлял внутренне свободного человека и внешне свободного
ü Независимый образ жизни, самостоятельные выводы, бесстрашие в пропоганде свободного образа жизни.
06.03.12
Средневековая европейская философия.
1. Хронология и периодизация средневековой европейской философии
2. Главная особенность, специфика средневековой европейской философии
3. Общая характеристика патристики (патр – отец) как этапа средневековой европейской философии. Философская система Аврелия Августина
4. Общая характеристика схоластики. Философская система Фомы Аквинского.
1. Хронология и периодизация средневековой европейской философии.
Начинается в 1 веке н.э. конец – 14-15вв.
Периоды:
v Период апологетики(греч. «защита» христианской религии) Тертуллиан: «Верую, ибо это абсурдно» 1-4 вв.
v Период патристики 1-8 вв н.э. философское творчество «отцов церкви»: Аврелий Августина (=Августин Блаженный, Августин Святой), Кирилл Александрийский, Афанасий Александрийский, Василий Великий, Иоан Златоуст
v Схоластики 9-15 (школа, университетская философия) Боэций, Иоан Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Уильям Оккам, Пьер Авеляр, Дунс Скотт, Фома Аквинский
ü Формировалась в тесной зависимости от христианской религии.
ü Характерно обращение к текстам, как к главному источнику о мире в целом и о человеке. В Библии люди ищут ответы на все вопросы. (один из поводов упрекать средневековую философию в отсутствии самостоятельности.
ü Догматика церкви формировалась на Вселенских соборах. Никео цареградский. Символ Веры был сформулирован на никеевском и константинопольских соборах.
ü Догмы христианства:
1. Вера в единого Бога, при этом Бог не только един, но и троичен в лицах
2. Бог, являясь началом и творцом мира в один момент стал человеком
3. Христос и Бог и человек
Вера – новая категория, открывшая новую способность (изначально интеллектуальную), помогает лучше понять истины, открывающиеся в божественном откровении.
Аврелий Августин: «Я верю, чтобы понимать»
ü Разум ограничен в своих возможностях. Он изначально искажен грехом. Должен быть оплодотворён верой.
ü Пренебрежение к чувственному познанию. Истина в Библии.
ü Основная проблематика задаётся христианской догматике.
«Философия – служанка богословия». – Фома Аквинский.
Фома Аквинский подчеркивал, что он не хочет принизить философию, он помогает познать Бога.
2. Главная особенность, специфика средневековой европейской философии
Проблемы:
1) Соотношение веры и разума (в отличии от античности – разум и чувства)
2) Соотношение человеческой свободы и божественного предопределения.
Аврелий Августин: «Если мы допустим, что человек спасается своими делами, то тем самым мы принизим всемогущество Бога. Получается решения Бога принимаются на основе поступков, а такого быть не может. Бог изначально предопределил судьбу чеолвека.
3) Проблема теодицея (оправдание Бога)
Бог – источник и податель всех благ. Откуда же в это мире зло?
Аврелий Августин: Бог – источник благ.
+ благо свобода, то что есть у Бога, чемон делится с человеком. В свободе есть искушение
4) Проблема универсалий (общих понятий) возникли в схоластикев резултатате
Средневековые
a) Реализм Ансельм Кентеберийский, Фома Аквинский (идеи существуют до вещей в уме Бога)
b) Номинализм Уильям Оккам (идеи после вещей. Слова, которыми мы называем предметы, сходные по группе признаков)
c) Концептуализм Пьер Обеляр (идеи в самих вещах)
3. Общая характеристика патристики (патр – отец) как этапа средневековой европейской философии. Философская система Аврелия Августина
Творчество Платона
Филон Александрийский бог по разному может открывать истину
Аврелий Августин 354 – 430 гг «Исповедь», «О граде божьем» идея Бога в душе человека
2 града: избранных и обречённых на гибель. В земной жизни все перемешаны.
Схоластика – «схолия»-школа
Парижский университет – абсолютнов всех универах был теологический (богословский) и философский факультет + в зависимости от профиля свои факультеты.
Проблема веры и разума
Вера должна применяться для познания Бога (Фома Аквинский)
Истина Веры и истина Знания (Фома Аквинский)
Фома Аквинский
ü реалист
ü Ввел понятие теологические добродеятели (вера, надежда, любовь)
13.03.12