Философия Сократа.

Классический период античной философии.

Происхождение античной философии

 

Причины:

1) Разложение родового слоя

2)На смену монархической формы правления приходит демократизация

3) Развитие и накопление знаний

 

Философию делят на периоды:

1) Предфилософия – 8-6 века до н.э.

7 мудрецов: Фалес (– «Все есть вода»), Хилон, Салон, Биан и т.д.

2) Досократический – 6-5 века до н.э.

Мелецкая школа, Анаксимандр, Анаксимен, Героклид Эфесский, школа Элиатов. Элейская школа представлена: Кселофонт, Парменид, Зенон Элейский.

3) Классическая философия - 5-4 века до н.э. Представители: Сократ (469-399), Платон (434 - 354), Аристотель (384-322) Постановка проблемы человека. Сократ первый задет вопрос проблемы человека в философии. Создание целостных философских систем.

4) Эллинистический период – 4-1 век до н.э. Школы стоиков, основоположником которых был Зенон, Эпикурийцы, Киники или Циники, основоположник Антисфен, Диоген. Эклетики (разобрать и собрать снова): Цицерон.

5) Римская философия – 1 век до н.э. – 5 век н.э.

 

Мелевская школа. (Фалес, Солон, Милес) их интерпритация: «какова природа всех вещей? Что будет, если все исчезнет?»

Фалес – «Все есть вода»

Анаксимандр – «Все есть апейрон». Апейрон – «беспредельное».

Анаксимен - «Все есть воздух».

 

Героклид Эфесский (не относится к Милевской школе).

Логос - слово, разум, наука.

 

Школа Эллиатов. Парменид – «что такое бытие?» Бытие есть, небытия нет. Истинное бытие вечно, низменно, неделимо и умопостигаемо. Бытие тождественно мышлению.

Демокрит (смеющийся) Ослепил себя, смотря на солнце.

 

Софисты. Представители: Протагор, Горгий. Подняли ценность образования

 

 

21.02.12

Протагор: «Не существует абсолютного блага, все представления относительны.»

Софисты: «что благо для одного человека, то для другого зло. И одно и то же для одного и того же человека иногда бывает благом, и иногда злом.» - моральный релятивизм

Справедливости нет - это слово.

На борьбы с этим положением стал Сократ.(469-399 г до н.э.)

Сократ – гражданин Афин, не никогда выезжал из города, участвовал в греко-персидских войнах, в результате которых произошло возвышение Афин.

Обвинения Сократа в:

1. Не верит в богов

2. Исследует то что на небе и под землей, выдаавая ложь за истину и истину за ложь (занимается наукой)

3. Развращает молодежь

На суд пришёл, хотя мог уехать, вел на суде агрессивно. Его судили 500 человек.

Судьи предлагали ему бежать из тюрмы, но он отказался, т.к. считал что законы государства важнее благополучия гражданина.

Общее благо важнее личного. Что законно, то всегда справедливо.

Был КАЗНЁН. Форма казни: должен был самостоятельно чашу с ядом (цикуты) ученик передал ему чашу, сократ взял её и выпил.

Человек есть мера всех вещей, существующих постольку поскольну они существуют и не существующих постольку поскольку они не существуют.

 

Софисты – первые в мире космополиты.

 

 

Поддержал софистов в том, что главная проблематика философии сопряжена с проблемами человека. Что такое человек? Какова его сущность, природа, конечное предназначение?

 

Познание того как устроен мир не помогут человеку ответить на главные вопросы: в чем есть счастье? зачем я живу?

Знание человека о самом себе человек не может позаимствовать (из книг, у других философов) он может их почерпнуть у самого себя.

 

Познай самого себя.

Виды знания по Сократу:

1. Знание – мнение (некритически усваивает у других людей) - докса

2. Истинное знание – (размышляя самостоятельно) – эпистемэ

 

Задача философа: избавление от доксы и переход к эпистеме.

Эть наука эпистемология – наука о подлинном знании.

 

Человек – разумное существо, целью которого является познание. Сущность в разуме. Жить по-человечески – разумно.

Этика – важнейший раздел философии Сократа, он рассматривает что есть человек как разумное и нравственное существо.