Основные философские подходы к исследованию культуры

Совокупность знаний, навыков и умений, нормы, ценности и идеалы, регулирующие весь спектр социальных отношений.

Определенные качества и способности личности, которые положительно оцениваются обществом и самим индивидом.

 

1.Аксиологический;

2.Системно-деятельностный;

3.Структурно-семиотический;

4.Психоаналитический;

5.Экзистенциально-герменевтический;

6.Игровой.

 

Аксиологический подход.Был популярен в 60-70-х гг. 20 века. Представления о культуре связывали с процессом духовного творчества, воспитанием личности: Карпов, Зворыкин, Францев, Арнольдов, Баллер, Злобин, Межуев.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (Г. П. Францев).

Системно-деятельностный подход.Формируется в 70-е годы 20 века.

Культура – специфический способ человеческой деятельности: Каган, Жданов, авидович, Маркарян.

Культура – система исторически развивающихся программ человеческой деятельности, поведения и общения ( В. С. Степин).

Ключевым понятием концепции культуры является понятие «способа деятельности», подразумевается все многообразие человеческих умений и знаний, результатов деятельности людей.

Структурно-семиотический подход. Формируется в рамках исследования языка, литературы, мифов, религии, науки, власти.

Основные положения получают развитие благодаря исследованиям этнолога К. Леви-Стросса.

Культура – это универсальная знаковая система, основная функция которой состоит в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества.

Специфика культуры раскрывается посредством понятий: информация, коммуникация, знание, смысл, значение, текст, знак, символ, структура, код.

Психоаналитический подход.Основан на идеях Фрейда, Юнга, Фромма, Маркузе, Адорно.

З. Фрейд понимал культуру как механизм социального контроля и бессознательных психических процессов.

Культура предстает как внутренне противоречивый феномен, сфера символической объективации внутреннего извечного конфликта Эроса и Танатоса, инстинктов жизни и смерти.

Экзистенциально-герменевтический подход.Складывается вокруг проблемы бытия, в контексте поиска истоков жизни и свободы человека, раскрытия специфики его «экзистенции»: Хайдеггер, Ясперс, Гадамер, Ж.-П. Сартр, Рике́р.

Культура понимается как уникальный способ человеческого существования, важнейшие характеристики которого: историчность, целостность, неповторимость, духовность, трансцендентность, укорененность в языке, межличностном общении, экзистенциальной коммуникации.

Культура – особое, духовное измерение бытия.

Игровой подход. Под культурой понимается направленность общества и индивида на утверждение и реализацию социально значимых идеалов: Хейзинг, Гадамер, Маркузе, Барт и др.

Игра рассматривается как механизм развития, особый, человеческий образ жизни, регулируемый нравственными ценностями, идеями долга и служения, предполагает вытеснение грубых эгоистических стремлений, покорение и обуздание животных инстинктов.

 

Структура культуры: ее сферы и формы

 

В структуре культуры выделяют две основные сферы ее существования:

1. Материальную. Включает в себя все созданные человеком материальные объекты.

2. Духовную. Представляет собой систему духовных ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и художественного творчества.

 

В структуре культуры выделяют формы:

1.Элитарная

2.Народная

3.Массовая

a. Субкультура

b. Контркультура

 

Элитарная культура формируется благодаря появлению письменности, предполагает стройную иерархию ценностей, различного рода церемоний, обрядов, ритуалов, норм светского этикета. Характерен особый язык, часто непонятный для «непосвященных».

Народная («популярная») культура.

ü Демократична

ü Вырастает на основе этнической культуры, фольклора, традиционных мифологических верований, языческих культов, крестьянского быта.

ü Передается из поколения в поколение в форме преданий, легенд, устного народного творчества

ü Взаимодействие элитарной и народной культур рассматривается как непременное условие продуктивного развития любой национальной культуры.