Роль практики в процессе познания

Структура познавательного процесса

 

Механизм познания имеет два уровня:

1. Чувственный. Характерно наличие непосредственной связи с реальной действительностью, фрагментарность, конкретность. Оснвные формы чувственной ступени познания:

a.ощущения;

b.восприятия;

c.представления.

2. Рациональный. Рациональное познание – это активный процесс обобщенного, абстрактного и опосредованного отражения действительности. Основные формы рациональной ступени познания:

a.понятия,

b.суждения,

c.умозаключкения.

Понятие – это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках.

 

Суждение – это такая форма мысли, в которой через связь понятий утверждается либо отрицается что-либо.

 

Умозаключение – это логический вывод, связывающий два или несколько суждений.

 

Интуиция – это сплав мысли и чувства, это единство чувственного и рационального, это способность постижения истины путем прямого усмотрения, без обоснования с помощью доказательств, это своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании бессознательно, предельно ясно осознается итог мысли – истина.

 

Между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. Различный ученые по-разному оценивают чувственную и рациональную ступень познания.

Представители сенсуализма (сенсус-чувство) на первое место ставят чувственную сторону познания – Гельвеций, 18 век.

Рационалисты на первое место ставят «рацио» – разум (Декарт, Лейбниц).

Представители эмпиризма на первое место ставят опыт (Мах, Юм).

В. И. Ленин: «Познание есть процесс от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

 

 

Практика пронизывает весь процесс познания от начала до конца.

Практика – 1) это основа, цель познания и критерий истинности наших знаний; 2) это общественно историческая деятельность людей, направленная на изменение окружающего мира.

 

Формы практики:

· материальное производство;

· научный эксперимент;

· социальные действия, то есть деятельность людей по изменению общественных отношений (войны, реформы, революции и т. д.).

 

Практика и познание – это две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса. Критерием истинности наших знаний может быть не только практика, но и хорошая теория.

Целый ряд явлений действительности вообще не поддается оценке с точки зрения истинности или ложности. Это относится к формам культурного творчества.

Проблема истины впервые осмыслена в античной философии. Аристотель понимал истину как такое знание, которое логически соответствует действительному положению вещей.

Классические концепции истины

Классическая концепция истины понималась как соответствие знаний познаваемой действительности. Британский философ 20 века Д. Мур назвал эту концепцию корреспондентской истиной. Возникнув в античный период, классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания.

Центральные понятия классической концепции истины: соответствие и действительность.

Соответствие знаний предметам понималось как их адекватное воспроизведение в идеально-знаковой форме.

Понятие действительность трактовалось как то, что имеет место, существует.

 

Диалектико-материалистическая концепция истины включает 3 компонента:

ü учение об объективной истине;

ü учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к истине абсолютной;

ü учение о конкретности истины.

 

Относительная истина – неполное, неточное знание, которое уточняется и дополняется последующим развитием науки.

Абсолютная истина понимается в двух смыслах: широком и узком.

 

Абсолютная истина в узком смысле – достоверное знание, полное значение, которое не опровергается последующим развитием. Например, дата смерти, дата рождения.

 

Абсолютная истина в широком смысле – полное, точное знание, но такое невозможно.

Знание есть только стремление к абсолютной истине. Истина всегда конкретна, должна учитывать все условия и место.

 

Неклассические (нео/постклассические) концепции истины

Когерентная концепция (лат. связь) (Нейрат, Карнап, Решер). Согласно этой концепции, истина – есть свойство согласованности и логической непротиворечивости знаний.

Прагматическая концепция (греч. дело, действие) (Пирс, Джемс, Бриджмен). Истина понимается как полезность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем.

Конвенционалистская концепция (лат. соглашение) (Пуанкаре, Айдукевич). Истина интерпретируется как продукт соглашения внутри научного сообщества.

Семантическая концепция (Тарский). Он предложил устранить логические противоречия в классической концепции истины за счет строгого разделения языка на объективный язык и метаязык. Согласно Тарскому употребление понятий истинного и ложного в принципе невозможно в терминах объектного языка, а допустимо лишь в области метаязыка («meta» – греч. «после, за».).

 

Метаязык – это язык, средствами которого описываются свойства другого языка.

 

Объектный язык – это предметный язык.

 

Научная истина – это такое знание, которое должно удовлетворять требованиям двоякого рода: 1) соответствовать исследуемой предметной области; 2) быть согласованным с важнейшими методологическими нормами и критериями научности.

Истинное научное знание должно быть сформулировано в виде логически непротиворечивой, эмпирически обоснованной и принципиально проверяемой системы знаний. Научная истина должна рассматриваться в контексте доминирующих социальных ценностей и универсалий культуры.