Проблема истины в познании
Роль практики в процессе познания
Структура познавательного процесса
Различные интерпретации проблемы объекта и субъекта познания
Проблема познаваемости мира, ее основные направления
Специфика познавательного отношения человека к миру
Теория познания
Познание – это творческая деятельность субъекта, направленная на получение знаний о мире, их постоянное совершенствование.
Познавательная деятельность – это процесс отражения действительности. Это не механическое, зеркальное отражение, а осознанный, противоречивый процесс творческого, активного отражения реальной действительности в ходе общественной практики.
Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности пере водятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и приобретают статус знания.
Знания – это социальная форма и продукт отражения человеком действительности в познавательных действиях.
Философское знание отличается максимальной общностью, высшейстепенью абстрактности, системностью, логикой, методологической и мировоззренческой значимостью.
Уровни организации знания:
· Знания как информация об объективном мире природы и общества.
· Знания о внутреннем, духовном мире человека, самопознание.
· Знания о целях и теоретических программах преобразования природного и социокультурного мира.
Существует две классификации форм познания:
1. В рамках первой различают:
a. духовно-практическую форму познавательной деятельности (обыденное познание или здравый смысл)
b. духовно-теоритическую форму познавательной деятельности (духовное производство).
2. Вторая классификация:
a. мифологическое;
b. религиозное;
c. образно-художественное;
d. философское;
e. научное.
Познавательная деятельность неразрывно связана со знанием, волей, памятью, эмоциям. Она включает убеждения, веру, ошибки, сомнения.
Главное в познавательной деятельности – адекватное воспроизведение субъектом основных характеристик действительности.
Специальные области философии, изучающие процесс познания:
Эпистемология – философская дисциплина, в которой изучается знание как таковое, его строение, структура, развитие.
Гносеология – теория познания (gnosis – знание).
Гносеология выявляет общие и необходимые закономерности в познавательной деятельности.
Центральным вопросом классической гносеологии всегда оставалась проблема принципиальной познаваемости мира.
Основные направления:
Ø гносеологический оптимизм (Аристотель, Бэкон, Спиноза, Гегель, Маркс, Энгельс);
Ø гносеологический пессимизм. Всегда в той или иной мере ограничивыает познавательные возможности человека:
ü агностицизм
ü эмпиризм
ü скептицизм
Агностицизм («а» – отрицание, gnosis – знание) – мир объектов принципиально непознаваем. Человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание.
И. Кант – наиболее известный представитель агностицизма. И. Кант утверждал, что мир объектов есть непознаваемые «вещи-в-себе». Агностицизм И. Канта объявляет доступной познанию лишь сферу явлений.
Скептицизм обосновал древнегреческий философ Пиррон в 4 веке до нашей эры. Познавательные способности человеческого разума подвергались сомнению. Представители античного скептицизма – Аркесилай, Энесидем, Секст Эмпирик.
Эмпиризм признает чувственный опыт определяющим источником наших знаний. Представители идеалистического эмпиризма: Д. Юм, Дж. Беркли. Представители материалистического эмпиризма: Т. Гоббс, Дж. Локк.
В современной философии познавательные проблемы становятся предметом рассмотрения в рамках эпистемологии. Эпистемология рассматривает вопросы природы знания, его различных видов, закономерностей развития.
Цель познания – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне и независимо от человека.
Процесс познания предполагает наличие двух сторон:
¨ познающего человека – субъект познания;
¨ познавательного предмета – объект познания.
Основные интерпретации субъекта и объекта познания:
ü Наивно реалистическая теория познания (Ламетри, Гольбах, Дидро, Фейербах). Субъект познания трактуется как биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом естественной эволюции природы.
ü Программа идеалистического эмпиризма. (Юм, Беркли, Авенариус). Субъект познания рассматривается как совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия. представления).
ü Программа трансцендщентальной гносеологии. Впервые разработана Кантом в 18 веке. Субъект понимается Кантом как чистое доопытное сознание. В структуре субъекта выделяются априорные (предшествующие познанию) формы познавательной деятельности.
ü Социокультурная программа. Гегель, марксизм. Субъект познания трактуется как социально исторический субъект, как результат социально-исторического опыта людей, накопленного в процессе познавательной деятельности.
ü Программы постклассической гносеологии:
Ø экзистенциально-феноменологическая
§ биопсихиологическая;
§ аналитическая;
§ герменевтическая.
Каждая программа по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения к миру.
Особенности постклассической гносеологии:
ü отказ от принципа S O оппозиции;
ü акцент на анализе вопросов субъектности;
ü переосмысление проблемы истины в познании, замена ее концептуальными когерентными (согласованными) программами;
ü исследование прагматических функции языка и речи.