Социальная природа сознания

Проблема искусственного интеллекта

 

В психологии интеллект определяется как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, ориентированная на решение когнитивных (познавательных) задач и его адаптацию к жизненным условиям.

 

Интеллектуальная интуиция – это совокупность функциональных возможностей кибернетических систем решать задачи, ранее требовавшие обязательного участия человека.

 

Речь идет о перспективах моделирования отдельных интеллектуальных действий человека, организации диалога между машиной и человеком, о возможности самовоспроизводства кибернетических систем.

Несмотря на серьезные успехи в области разработки искусственного интеллекта, вопрос остается открытым. Одни высказывают оптимистические взгляды, говорят о наступлении эпохи «социокультурного диалога человека и компьютера». Противники утверждаю, что сознание – явление человеческое, и никакой эры очеловечивающей искусственный интеллект ожидать не приходится. Сознание человека всегда индивидуально, оно связано с осознанием человеком своего бытия, своей уникальности. Однако постановка самой проблемы важна для человека, так как фиксирует степень его духовной зрелости.

 

 

Общественное сознание – это 1) философская категория для обозначения фундаментального свойства социального субъекта отражать социальную и природную действительность при определяющем воздействии общественного бытия; 2) это вся совокупность взглядов, идей, теорий, настроений, чувств, представлений данной эпохи, в которых отражается социальная действительность.

 

 

Структура общественного сознания:

 

Чтобы правильно раскрыть сущность общественного сознания, необходимо исследовать его в различных аспектах:

Ø в гносеологическом. Гносеологический аспект предполагает выяснение того, как совершается познание. Общественное сознание при этом выступает в виде форм познания, различающихся по предмету отражения и по способу отражения.

Ø в социологическом. Социологический аспект – это анализ общественного сознания с точки зрения той роли, какую оно играет в жизни общества, какой социальной группе принадлежит, какую эпоху характеризует.

Ø в конкретно-историческом. Конкретно-исторический подход ориентирует исследователя на изучение сознания определенного общества, исследование его движения в реальном историческом времени.

 

 

Структура общественного сознания:

Гносеологический аспект Формы отражения Социологический аспект
Уровни отражения Политическое Правовое Виды отражения
Обыденное сознание Философское Религиозное Научное Общественная психология
Теоретическое сознание Этическое Эстетическое Идеология

 

Уровни отражения:

Ø обыденное (эмпирическое, повседневное) сознание – это:

1.эмпирические знания;

2.осмысленный многовековой опыт трудовой деятельности людей;

3.моральные нормы, которые складываются в повседневной жизни людей и их труде.

Оно включает в себя представления, мысли, побуждения, непосредственно отражающие в сознании людей условия их жизни. Сюда же входит народное художественное творчество.

 

Общественная психология – это совокупность чувств, настроений, эмоций, особых черт характера, возникающих у людей на основе общих условий их существования.

 

Элементы общественной психологии:

· Психический склад социальной группы, который проявляется через социальный характер.

· Социальный характер – это совокупность устойчивых психических свойств определенной социальной общности людей.

 

Идеология – это система идей, теорий, взглядов, в которых отражаются общественные отношения и коренные интересы определенных социальных групп. В идеологии обязательно имеется основная, центральная идея, приводящая в систему все другие.

 

Индивидуальное сознание – это сознание отдельного человека, в котором свободно сочетаются черты, общие для сознания данной эпохи, черты особенные связанные с социальной принадлежностью личности, черты личности, обусловленные воспитанием и обстоятельствами жизни.