Социальная природа сознания
Проблема искусственного интеллекта
В психологии интеллект определяется как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, ориентированная на решение когнитивных (познавательных) задач и его адаптацию к жизненным условиям.
Интеллектуальная интуиция – это совокупность функциональных возможностей кибернетических систем решать задачи, ранее требовавшие обязательного участия человека.
Речь идет о перспективах моделирования отдельных интеллектуальных действий человека, организации диалога между машиной и человеком, о возможности самовоспроизводства кибернетических систем.
Несмотря на серьезные успехи в области разработки искусственного интеллекта, вопрос остается открытым. Одни высказывают оптимистические взгляды, говорят о наступлении эпохи «социокультурного диалога человека и компьютера». Противники утверждаю, что сознание – явление человеческое, и никакой эры очеловечивающей искусственный интеллект ожидать не приходится. Сознание человека всегда индивидуально, оно связано с осознанием человеком своего бытия, своей уникальности. Однако постановка самой проблемы важна для человека, так как фиксирует степень его духовной зрелости.
Общественное сознание – это 1) философская категория для обозначения фундаментального свойства социального субъекта отражать социальную и природную действительность при определяющем воздействии общественного бытия; 2) это вся совокупность взглядов, идей, теорий, настроений, чувств, представлений данной эпохи, в которых отражается социальная действительность.
Структура общественного сознания:
Чтобы правильно раскрыть сущность общественного сознания, необходимо исследовать его в различных аспектах:
Ø в гносеологическом. Гносеологический аспект предполагает выяснение того, как совершается познание. Общественное сознание при этом выступает в виде форм познания, различающихся по предмету отражения и по способу отражения.
Ø в социологическом. Социологический аспект – это анализ общественного сознания с точки зрения той роли, какую оно играет в жизни общества, какой социальной группе принадлежит, какую эпоху характеризует.
Ø в конкретно-историческом. Конкретно-исторический подход ориентирует исследователя на изучение сознания определенного общества, исследование его движения в реальном историческом времени.
Структура общественного сознания:
Гносеологический аспект | Формы отражения | Социологический аспект |
Уровни отражения | Политическое Правовое | Виды отражения |
Обыденное сознание | Философское Религиозное Научное | Общественная психология |
Теоретическое сознание | Этическое Эстетическое | Идеология |
Уровни отражения:
Ø обыденное (эмпирическое, повседневное) сознание – это:
1.эмпирические знания;
2.осмысленный многовековой опыт трудовой деятельности людей;
3.моральные нормы, которые складываются в повседневной жизни людей и их труде.
Оно включает в себя представления, мысли, побуждения, непосредственно отражающие в сознании людей условия их жизни. Сюда же входит народное художественное творчество.
Общественная психология – это совокупность чувств, настроений, эмоций, особых черт характера, возникающих у людей на основе общих условий их существования.
Элементы общественной психологии:
· Психический склад социальной группы, который проявляется через социальный характер.
· Социальный характер – это совокупность устойчивых психических свойств определенной социальной общности людей.
Идеология – это система идей, теорий, взглядов, в которых отражаются общественные отношения и коренные интересы определенных социальных групп. В идеологии обязательно имеется основная, центральная идея, приводящая в систему все другие.
Индивидуальное сознание – это сознание отдельного человека, в котором свободно сочетаются черты, общие для сознания данной эпохи, черты особенные связанные с социальной принадлежностью личности, черты личности, обусловленные воспитанием и обстоятельствами жизни.