Проблема смысла жизни

Проблема свободы

Проблема смерти и бессмертия человека

Проблема смысла жизни

Экзистенциальные проблемы существования человека

Феномен массового человека

Человек в системе социальных коммуникаций

 

Свою подлинную сущность, реальность человек получает лишь в обществе, которое задает шкалу единых культурных ценностей и определяет степень уникальности каждой отдельной личности.

Человек в системе социальных коммуникаций может быть рассмотрен в 3 основных аспектах:

1. Генетическом. Факторы связаны с процессом социализации личности.

2. Функциональном. Факторы описывают формы жизнедеятельности человека.

3. Телеологическом. Факторы – исходные ценностные ориентации, определяющие смысл и цели существования человека.

 

Социализация – это процесс постепенного приобщения человека к определенной социальной среде, овладение им необходимыми навыками и знаниями.

 

Семья в миниатюре воспроизводит все общественные связи.

 

Основные функциональные модусы человеческого бытия в обществе – это деятельность и коммуникация.

 

Деятельность – способность человека к активному целенаправленному преобразованию объективной деятельности и самого себя.

 

Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающей активную взаимосвязь двух и более субъектов взаимодействия.

Коммуникация может быть рассмотрена как особый вид деятельности, а деятельность немыслима без коммуникативных процессов.

Ядро деятельности – труд.

…….

· унифицированность

· стандартизированность мышления, существования

· принципиальная анонимность

 

Объединение в массу порождает почти семейное родство, где одиночество «Я» продолжается благодаря его полной анонимности.

А. Шопенгауэр сравнивал людей в массе с мерзнущими дикобразами, которые не могут согреться.

Антропологический кризис переживаемый сегодня свидетельствует о девальвации гуманистического потенциала современной посткультуры, кризис акцентирует поиск новых более стратегий культурного развития.

 

 

 

 

Эта проблема определяет жизненную стратегию человека и выбор ценностных приоритетов. Данный выбор сугубо индивидуален и связан с личностными особенностями человека.

 

Основные векторы смысла жизни:

§ Первый вектор придает смыслу жизни трансцендентный и сакральный характер, связывает земное существование человека со служением высшим ценностям и идеалам, а перспективы – с потусторонним, трансцендентным бытием.

Трансцендентное – выходящее за пределы персонального опыта, сверхчувственное, доопытное, интуитивное.

Сакральное – таинственное, скрытое, божественное по происхождению, священное, магическое, противоположность повседневному.

 

 

§ Второй вектор осмысления проблемы смысла жизни. Смысл жизни ориентирован на земные «ценности и идеалы» – наслаждения, счастья, долга, эгоизма, альтруизма.

§ Третий вектор сводит смысл жизни к целям, которые ставит перед собой человек. В этом случае происходит чрезмерная прагматизация смысла жизни, сама жизнь лишается глубины и загадочности.

 

Проблема смысла жизни у Э. Фромма: смысложизненные установки могут быть сведены к двум фундаментальными:

1. «иметь» (потреблять, пользоваться благами жизни, жить в свое удовольствие);

2. «быть» (отдавать, творить, реализовывать себя).

 

Эрих Фромм (основные работы):

ü Бегство от свободы

ü Иметь или быть?

ü Искусство любить!! разработал теорию любви. Свобода достигается только через любовь.

 

§ Четвертый вектор связан с рассмотрение жизни в качестве самоценности – в самом факте существования человека. Французский философ Я. Янкелевич: «только смерть задним числом высвечивает смысл жизни».