Проблема смысла жизни
Проблема свободы
Проблема смерти и бессмертия человека
Проблема смысла жизни
Экзистенциальные проблемы существования человека
Феномен массового человека
Человек в системе социальных коммуникаций
Свою подлинную сущность, реальность человек получает лишь в обществе, которое задает шкалу единых культурных ценностей и определяет степень уникальности каждой отдельной личности.
Человек в системе социальных коммуникаций может быть рассмотрен в 3 основных аспектах:
1. Генетическом. Факторы связаны с процессом социализации личности.
2. Функциональном. Факторы описывают формы жизнедеятельности человека.
3. Телеологическом. Факторы – исходные ценностные ориентации, определяющие смысл и цели существования человека.
Социализация – это процесс постепенного приобщения человека к определенной социальной среде, овладение им необходимыми навыками и знаниями.
Семья в миниатюре воспроизводит все общественные связи.
Основные функциональные модусы человеческого бытия в обществе – это деятельность и коммуникация.
Деятельность – способность человека к активному целенаправленному преобразованию объективной деятельности и самого себя.
Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающей активную взаимосвязь двух и более субъектов взаимодействия.
Коммуникация может быть рассмотрена как особый вид деятельности, а деятельность немыслима без коммуникативных процессов.
Ядро деятельности – труд.
…….
· унифицированность
· стандартизированность мышления, существования
· принципиальная анонимность
Объединение в массу порождает почти семейное родство, где одиночество «Я» продолжается благодаря его полной анонимности.
А. Шопенгауэр сравнивал людей в массе с мерзнущими дикобразами, которые не могут согреться.
Антропологический кризис переживаемый сегодня свидетельствует о девальвации гуманистического потенциала современной посткультуры, кризис акцентирует поиск новых более стратегий культурного развития.
Эта проблема определяет жизненную стратегию человека и выбор ценностных приоритетов. Данный выбор сугубо индивидуален и связан с личностными особенностями человека.
Основные векторы смысла жизни:
§ Первый вектор придает смыслу жизни трансцендентный и сакральный характер, связывает земное существование человека со служением высшим ценностям и идеалам, а перспективы – с потусторонним, трансцендентным бытием.
Трансцендентное – выходящее за пределы персонального опыта, сверхчувственное, доопытное, интуитивное.
Сакральное – таинственное, скрытое, божественное по происхождению, священное, магическое, противоположность повседневному.
§ Второй вектор осмысления проблемы смысла жизни. Смысл жизни ориентирован на земные «ценности и идеалы» – наслаждения, счастья, долга, эгоизма, альтруизма.
§ Третий вектор сводит смысл жизни к целям, которые ставит перед собой человек. В этом случае происходит чрезмерная прагматизация смысла жизни, сама жизнь лишается глубины и загадочности.
Проблема смысла жизни у Э. Фромма: смысложизненные установки могут быть сведены к двум фундаментальными:
1. «иметь» (потреблять, пользоваться благами жизни, жить в свое удовольствие);
2. «быть» (отдавать, творить, реализовывать себя).
Эрих Фромм (основные работы):
ü Бегство от свободы
ü Иметь или быть?
ü Искусство любить!! разработал теорию любви. Свобода достигается только через любовь.
§ Четвертый вектор связан с рассмотрение жизни в качестве самоценности – в самом факте существования человека. Французский философ Я. Янкелевич: «только смерть задним числом высвечивает смысл жизни».