Важнейшие концепции антропосоциогенеза

 

1. Креационистская концепция. Разрабатывалась в рамках религиозного мировоззрения. Человек выступает здесь как результат Божественного творения, созданный по «образцу и подобию» Бога.

2. Эволюционная концепция. Была впервые разработана в теориях Ламарка (идеалистическая концепция – развитие по Божественному плану) и Дарвина (материалистическая) утвердила идею развтитя живой природы, которая прошла путь сложной эволюции, порождения одних видов «живого мира» другими.

3. Идея о человеке, как животным, заболевшим духом. Шопенгауэр, Ницше, Бергсон. Постулирует тезис о человеке как существе хуже других животных, приспособленного к миру.

4. Трудовая теория антопосоциогенеза. Фридриха Энгельса в рамках марксистского подхода объясняла возникновение человека, указав на действие двух факторов: природно-биологического и социального.

a. Природно-биологические факторы:

ü похолодание климата Земли

ü исчезновение тропических лесов

ü прямохождение

ü изменения передних конечностей

ü увеличение объема мозга

b. Социальные факторы:

ü трудовая деятельность с использованием искусственно произведенных орудий

ü появление языка

ü морально-нравственные запреты, табу

ü неолитическая революция (переход от присваивающего хозяйства к производящему).

5. Игровая модель (Й. Хейзинга, погиб в концлагере). Важнейший фактор возникновения человека в игре. Игра порождает мир символических форм деятельности, сыгравших значимую роль в процессе антропосоциогенеза.

6. Психоаналитическая концепция З. Фрейда. Связывает появление человека с утверждением культа в основании которого лежат тотем и табу.

7. Семиотическая модель человека. Трактует человека как единственное существо способное к построению знаковых систем. Культура рассматривается здесь как знаково-символическая реальность основу которой составляет язык.

8. Уфологическая гипотеза. Связывает первоночальное появление разума с инопланетными мирами, откуда он якобы и был занесен на Землю.

 

Краткие выводы:

· Человек осмысливается в философии как биосоциальный феномен

· Человек как биологический вид принадлежит миру живой природы. Его разум укоренен в биологическом субстрате;

· Биологическая конституция человека жестко не запрограммирована, что позволяет ему приспосабливаться к самым различным условиям существования;

· Социальность человека проявляется в том, что нельзя стать личностью, не общаясь с другими людьми, не осваивая созданную ими предметную среду, язык, систему моральных ценностей;

· Человек создает «вторую природу», искусственную среду обитания;

· Человек обладает сознанием, мышлением, речью.