Важнейшие концепции антропосоциогенеза
1. Креационистская концепция. Разрабатывалась в рамках религиозного мировоззрения. Человек выступает здесь как результат Божественного творения, созданный по «образцу и подобию» Бога.
2. Эволюционная концепция. Была впервые разработана в теориях Ламарка (идеалистическая концепция – развитие по Божественному плану) и Дарвина (материалистическая) утвердила идею развтитя живой природы, которая прошла путь сложной эволюции, порождения одних видов «живого мира» другими.
3. Идея о человеке, как животным, заболевшим духом. Шопенгауэр, Ницше, Бергсон. Постулирует тезис о человеке как существе хуже других животных, приспособленного к миру.
4. Трудовая теория антопосоциогенеза. Фридриха Энгельса в рамках марксистского подхода объясняла возникновение человека, указав на действие двух факторов: природно-биологического и социального.
a. Природно-биологические факторы:
ü похолодание климата Земли
ü исчезновение тропических лесов
ü прямохождение
ü изменения передних конечностей
ü увеличение объема мозга
b. Социальные факторы:
ü трудовая деятельность с использованием искусственно произведенных орудий
ü появление языка
ü морально-нравственные запреты, табу
ü неолитическая революция (переход от присваивающего хозяйства к производящему).
5. Игровая модель (Й. Хейзинга, погиб в концлагере). Важнейший фактор возникновения человека в игре. Игра порождает мир символических форм деятельности, сыгравших значимую роль в процессе антропосоциогенеза.
6. Психоаналитическая концепция З. Фрейда. Связывает появление человека с утверждением культа в основании которого лежат тотем и табу.
7. Семиотическая модель человека. Трактует человека как единственное существо способное к построению знаковых систем. Культура рассматривается здесь как знаково-символическая реальность основу которой составляет язык.
8. Уфологическая гипотеза. Связывает первоночальное появление разума с инопланетными мирами, откуда он якобы и был занесен на Землю.
Краткие выводы:
· Человек осмысливается в философии как биосоциальный феномен
· Человек как биологический вид принадлежит миру живой природы. Его разум укоренен в биологическом субстрате;
· Биологическая конституция человека жестко не запрограммирована, что позволяет ему приспосабливаться к самым различным условиям существования;
· Социальность человека проявляется в том, что нельзя стать личностью, не общаясь с другими людьми, не осваивая созданную ими предметную среду, язык, систему моральных ценностей;
· Человек создает «вторую природу», искусственную среду обитания;
· Человек обладает сознанием, мышлением, речью.